ДЕРЕ́Н АНДРЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕРЕ́Н (Derain) Андре (17.6.1880, Шату, близ Парижа – 8.9.1954, Гарш, там же), франц. живописец, сценограф, график, скульптор. Учился в Шату у А. Жакомена (1895–98); в 1898–99 посещал в Париже академию Э. Карьера, где познакомился с А. Матиссом, А. Марке и др. Вместе с М. де Вламинком работал в Шату; в 1905 присоединился к группе мастеров фовизма. В пейзажах Д. этого времени очертания природных форм растворяются в полыхающих красочных массах («Порт в Гавре», 1905–06, Эрмитаж, С.-Петербург; «Виноградники весной», ок. 1906, Худож. музей, Базель). Ослепительные созвучия синих и зелёных тонов доминируют в лондонских пейзажах, написанных в 1906 («Темза», Стеделейкмюсеум, Амстердам). С 1907 Д. сближается с П. Пикассо и его кружком; в лаконичных формах, скупой красочной гамме произведений этого периода проявилось влияние П. Сезанна и раннего кубизма («Роща», ок. 1912, Эрмитаж; «Старый мост в Кане», 1910, Нац. галерея искусств, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В портретах и сюжетных композициях заметны также реминисценции европ. классики и наивного искусства («Люси Канвейлер», 1913, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Субботний день», 1911–14, ГМИИ; «Тайная вечеря», 1913, Чикагский ин-т искусств). В 1914–18 Д. служил в армии. После 1-й мировой войны много работал в театре, оформлял балетные спектакли Русского балета Дягилева («Волшебная лавка» О. Респиги, 1919; «Джек из коробки» Э. Сати, 1926) и др. трупп («Салат» Д. Мийо, 1935, Парижская опера, и др.). В 1920-е гг. стал одним из гл. мастеров неоклассицизма. Фигуры на его полотнах очерчены плавными изгибами линий, пластичные объёмы организуются в хорошо сбалансированные композиции («Обнажённая с кувшином», 1923–24, Музей Оранжери, Париж; «Пьеро и Арлекин», 1924, частное собрание, Париж). Внимательное изучение помпеянских росписей, классич. итал. искусства, также произведений К. Коро, О. Ренуара ощутимо в картинах «Две обнажённые женские фигуры и натюрморт» (1935), «Мрачный пейзаж» (ок. 1950; обе – собрание Леви, Франция) и др. С 1935 жил в Шамбурси, продолжал активно заниматься сценографией и печатной графикой (в т. ч. иллюстрации к произведениям Овидия, Петрония, Ф. Рабле, Ж. де Лафонтена, Г. Аполлинера). Работал также в области керамики и мелкой пластики.