Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕНУА́Р ОГЮСТ

Авторы: В. В. Стародубова
О. Ренуар. «Ложа». 1874. Институт Курто (Лондон).

РЕНУА́Р (Renoir) Огюст (Пьер Огюст) (25.2.1841, Ли­мож – 3.12.1919, Кань-сюр-Мер, При­мор­ские Аль­пы), франц. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор. Отец Ж. Ре­нуа­ра. С 1854 обу­чал­ся в Ли­мо­же в мас­тер­ской по рос­пи­си фар­фо­ра, за­тем в Па­ри­же – в мас­тер­ской Ш. Глей­ра (1861) и в Шко­ле изящ­ных ис­кусств (1862–64). По­зна­ко­мив­шись с Ф. Ба­зи­лем, К. Мо­не, А. Сис­ле­ем, вме­сте с ни­ми пи­сал этю­ды на пле­нэ­ре в ле­су Фон­тенб­ло. В ран­них ра­бо­тах за­мет­но так­же влия­ние Г. Кур­бе («Хар­чев­ня ма­туш­ки Ан­то­ни», 1866, Нац. му­зей, Сток­гольм; «Диа­на-охот­ни­ца», 1867, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон). Ре­шаю­щее зна­че­ние для сло­же­ния им­прес­сио­ни­стич. ма­не­ры жи­во­пи­си Р. име­ло тес­ное творч. об­ще­ние с Мо­не. Гл. те­мой иск-ва Р. ста­но­вит­ся жизнь со­вре­мен­ни­ков; его па­лит­ра свет­ле­ет, всё боль­шее вни­ма­ние он уде­ля­ет пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды, сол­неч­но­го ос­ве­ще­ния, дви­же­ния. Од­на­ко, в от­ли­чие от Мо­не, его при­вле­ка­ет не столь­ко пей­заж, сколь­ко че­ло­век, ат­мо­сфе­ра дру­же­ско­го об­ще­ния [порт­рет А. Сис­лея и его не­вес­ты (ок. 1868, Му­зей Валь­ра­фа – Ри­хар­ца, Кёльн), «Ку­па­ние на Се­не» («Ля­гу­шат­ник», 1869), «В са­ду. Под де­ревь­я­ми Му­лен де ла Га­летт» (1875, оба – ГМИИ), «Бал в Му­лен де ла Га­летт» (1876, Му­зей Ор­се, Па­риж) и др.]. Уча­ст­во­вал в вы­став­ках им­прес­сио­ни­стов с 1874. При­об­рёл из­вест­ность как порт­ре­тист, с осо­бен­ным вдох­но­ве­ни­ем изо­бра­жав­ший жен­щин, де­тей, а так­же об­на­жён­ную мо­дель [«Об­на­жён­ная» (1876, ГМИИ), порт­ре­ты ак­три­сы Ж. Са­ма­ри (1877, ГМИИ; 1878, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), «Ма­дам Шар­пан­тье с деть­ми» (1878, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк) и др.]. Ко­ло­рит по­ло­тен Р. на­по­ми­на­ет по­рой мас­те­ров ро­ко­ко: ро­зо­вые, го­лу­бые, блед­но-зе­лё­ные то­на от­те­ня­ют гус­тые, тём­ные от­тен­ки си­не­го, зе­лё­но­го, виш­нё­во­го, соз­даю­щие ил­лю­зию чёр­но­го. Мел­кий, виб­ри­рую­щий ма­зок при­да­ёт тре­пет­ность его жи­во­пи­си, осо­бую све­жесть в пе­ре­да­че цве­та ли­ца, бле­ска глаз, улыб­ки.

В 1881–82 Р. по­се­тил Ал­жир и Ита­лию, от­ку­да при­вёз ряд за­ри­со­вок и кар­тин. Под впе­чат­ле­ни­ем от про­из­ве­де­ний Ра­фа­эля из­ме­нил­ся стиль ху­дож­ни­ка: поя­ви­лось стрем­ле­ние к чёт­ко­сти ли­ний и форм, ма­не­ра ста­ла бо­лее «клас­сич­ной» – этот пе­ри­од в твор­че­ст­ве Р. на­зы­ва­ют «эн­гров­ским» («Зон­ти­ки», ок. 1881, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др.). С кон. 1880-х гг. ху­дож­ник вер­нул­ся к бо­лее сво­бод­ной жи­во­пис­ной ма­не­ре. В этот «пер­ла­мут­ро­вый» пе­ри­од крас­ки у Р. при­об­ре­та­ют осо­бую све­то­зар­ность («Де­вуш­ки за фор­те­пиа­но», 1892, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей; порт­ре­ты де­тей ху­дож­ни­ка). С 1903 Р. жил в Кань-сюр-Мер; в ко­ло­ри­те его пей­за­жей, фи­гур­ных ком­по­зи­ций, на­тюр­мор­тов на­чи­на­ют пре­об­ла­дать крас­но­ва­тые то­на. В по­след­ние го­ды, ко­гда Р. из-за бо­лез­ни не мог дер­жать в ру­ках кис­ти, он об­ра­тил­ся к пла­сти­ке. Да­вая ука­за­ния сво­ему по­мощ­ни­ку (Р. Ги­но), Р. соз­дал ряд скульп­тур, по­ра­жаю­щих ве­со­мо­стью объ­ё­мов, кра­со­той и гар­мо­ни­ей си­лу­этов и жиз­не­ут­вер­ждаю­щей си­лой («Ве­не­ра», 1914, га­ле­рея Тейт, Лон­дон). Ис­пол­нял так­же ли­то­гра­фии и ри­сун­ки.

Соч.: Écrits et propos sur l’art. P., 2009.

Лит.: Haesaerts P. Renoir sculptor. N. Y., 1947; Fosca F. Renoir, l’homme et son œuvre. P., 1961; Ре­ну­ар Ж. О. Ре­ну­ар. М., 1970; Daulte F. A. Renoir: Catalogue raisonné de l’œ uvre peint. Lausanne, 1971; Fezzi E. Renoir. N. Y., 1989; Ле­бе­дян­ский МС. Порт­ре­ты Ре­нуа­ра. М., 1998; Пер­рю­шо А. Жизнь Ре­нуа­ра. М., 2001; Вол­лар А. Ре­ну­ар. M., 2004; Distel A. Renoir. P., 2009; Бо­на­фу П. Ре­ну­ар. М., 2010; White BE. Renoir: His life, art, and letters. N. Y., 2010.

Вернуться к началу