РЕНУА́Р ЖАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕНУА́Р (Renoir) Жан (15.9.1894, Париж – 12.2.1979, Беверли-Хилс, штат Калифорния, США; похоронен в Эсуа, Франция), франц. режиссёр. Сын О. Ренуара. В кино дебютировал как сценарист («Безрадостная жизнь», 1924) и режиссёр («Дочь воды», 1925). Под влиянием творчества Э. фон Штрогейма и нем. экспрессионистов экранизировал роман Э. Золя «Нана» (1926). Мировую известность принёс ф. «Сука» (1931), открывший реалистич. период в творчестве Р., который уделял особое внимание социальным проблемам. Соединение жизненного правдоподобия с поэтич. восприятием мира характерно для его лучших работ: «Будю, спасённый из воды» (1932), «Преступление господина Ланжа» (1936), «Человек-зверь» (1938), «Правила игры» (1939) и др. Одним из предшественников неореализма считают фильм о жизни рабочих-иммигрантов на юге Франции «Тони» (1935). Гуманизмом, психологич. глубиной и точностью социальной характеристики отмечена антимилитаристская лента «Великая иллюзия» (1937, пр. Мкф в Венеции). С начала 2-й мировой войны Р. работал в США. Однако картины, снятые в эмиграции, – ни пропагандистский ф. «Эта земля – моя» (1943), ни «Южанин» (1945, пр. Мкф в Венеции), ни «Дневник горничной» (1946) – не приближаются по худож. уровню к фильмам 1930-х гг. В 1951 вернулся в Европу. В послевоенный период отошёл от реалистич. манеры, уделяя большее внимание зрелищности и пластич. гармонии. Под влиянием импрессионизма созданы фильмы: «Река» (1951), «Французский канкан» (1954), «Елена и мужчины» (1956), «Завтрак на траве» (1959). Среди др. фильмов: «Чарльстон» (1927), «Маленькая продавщица спичек» (1928), «На дне» (1936), «Золотая карета» (1952), т/ф «Маленький театр Жана Ренуара» (1970). Автор сценариев большинства своих картин, во многих снимался как актёр. Пр. «Оскар» за вклад в мировой кинематограф (1975).