НЕОРЕАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОРЕАЛИ́ЗМ (итал. neorealismo, букв. – новый реализм), течение в итал. киноискусстве, литературе и изобразит. искусстве сер. 1940-х – нач. 1950-х гг., для которого характерны антифашистская и демократич. направленность, стремление к обновлению реалистич. метода, интенсивный поиск нового худож. языка. Термин «Н.» впервые применён в 1931 критиками А. Бочелли и У. Барбаро для обозначения новых тенденций в литературе.
Кинематограф
Классич. образцы неореалистич. кино, внёсшего наиболее значит. вклад в мировую худож. культуру, создавались в русле антифашистского Движения Сопротивления и на основе оригинальных и новаторских приёмов (что не исключало воздействия традиций сов. кино 1930-х гг. и франц. кино периода Народного фронта). Отличит. особенностями кинематографа Н., запечатлевшего искорёженную фашизмом и оккупацией итал. действительность, являются принадлежность гл. действующих лиц к социальным низам (рабочие, шахтёры, крестьяне), сочувственное изображение их проблем и детальное описание среды обитания, новый тип драматургии (отказ от интриги, павильонных съёмок, искусств. освещения), характер съёмок, приближенный к документальному кино. К работе активно привлекались непрофессиональные актёры, некоторые из них впоследствии снискали мировую известность (Дж. Лоллобриджида, С. Лорен, С. Мангано и др.); в то же время многие проф. актёры усвоили в фильмах Н. технику, схожую с исполнительской манерой «людей с улицы» (А. Маньяни, Дж. Мазина, А. Фабрици и др.). Основоположники Н. – Р. Росселлини, Л. Висконти, В. Де Сика, Д. Де Сантис, П. Джерми представили на экране феномен реальности (наблюдение А. Базена). Неореалисты безошибочно уловили надвигавшуюся опасность расслоения общества (в т. ч. люмпенизацию). В выдающихся фильмах Н. – «Рим – открытый город» (1945) Росселлини, «Земля дрожит» Висконти (1948), а также «Похитители велосипедов» (1948) и «Умберто Д.» (1951) Де Сики, «Рим, 11 часов» Де Сантиса (1952; все три по сценариям Ч. Дзаваттини) – солидарность действий героев была обусловлена импульсивным желанием сохранить неизменным статус своего существования. Кинематографисты т. н. второго поколения Н. создавали фильмы о маргиналах, вытесненных на социальную обочину эпохой «экономич. чуда» (работы П. П. Пазолини, Ф. Рози, Дж. Монтальдо и др.). Неореалистич. тенденции получили распространение в кинематографе и некоторых др. стран (в осн. входящих в антигитлеровскую коалицию). Так, англ. «воен. стиль» соединил в себе документальную концепцию подачи жизненного материала и возрождённый опыт прозы «потерянного поколения»: фильмы «…в котором мы служим» Н. Коуарда и Д. Лина (в отеч. прокате «Повесть об одном корабле»), «Ближайший из родственников» Т. Дикинсона, «Слушайте Британию» (все 1942), «Начались пожары» (1943), «Дневник для Тимоти» Х. Дженнингса, «Короткая встреча» Лина (оба 1945) и др. Н. в амер. кино также был связан с опытом осмысления воен. действительности (документалистика Ф. Капры), частично распространённым и на др. темы и группы фильмов: «Дом на 92-й улице» Г. Хатауэя (1945) и др. Черты Н. проявились в кино Франции («Небо принадлежит нам» Ж. Гремийона, 1943; «Битва на рельсах» Р. Клемана, 1945), Австрии («Последний акт» Г. В. Пабста, 1955), Польши, Болгарии, Чехословакии, а также Японии (работы Я. Одзу и А. Куросавы). Отдалённое влияние Н. испытал сов. кинематограф «оттепели», а также кинематограф Ирана 1990–2000-х гг. (режиссёры А. Надери, М. Махмалбаф, А. Кияростами, Дж. Панахи).
Литература
Н., противопоставивший себя как профашистскому искусству, так и разл. вариантам модернизма, не выработал чёткой теоретич. программы. Значит. воздействие на формирование эстетики Н. оказала лит-ра веризма, проза Дж. Стейнбека, У. Фолкнера, а также взгляды Д. Лукача и особенно А. Грамши. Гл. представители Н. – В. Пратолини, Э. Витторини, И. Кальвино, Б. Фенольо, Р. Вигано, К. Леви, Э. Де Филиппо, Ч. Павезе; влияние Н. испытали также А. Моравиа, Л. Биджаретти, А. Гатто. Проза Н. нередко тяготеет к жанру хроник и насыщена автобиографизмом; её типичный герой – человек из народа; осн. темы – критика фашизма, героика партизанской войны, борьба за социальную справедливость. Для стилистики Н. характерны стремление к точному воспроизведению нар. речи (включая диалектизмы), ясность и простота слога, выразительность детали, сдержанность и лаконизм. В поэзии Н., отмеченной социальной ангажированностью, достоверно воссоздавалась жизнь крестьян и гор. низов (Р. Скотелларо, Дж. Скалия, В. Муччи, отчасти П. П. Пазолини).
Изобразительное искусство
Самостоят. течением Н. стал с 1948, когда в результате раскола «Нового фронта искусств», созданного в 1946 и объединившего художников-антифашистов разл. эстетич. программ, из него вышла группа абстракционистов. В 1952 по инициативе Р. Гуттузо основан ж. «Realismo», ставший идейно-теоретич. центром движения. Его крупнейшие представители (помимо Гуттузо) – Г. Мукки, Э. Треккани, Дж. Дзигайна, А. Пиццинато, К. Леви – посвятили своё творчество изображению жизни рабочих и крестьян, борьбы трудящихся за свои права. Активная социально-критич. позиция художников определила экспрессивную стилистику их иск-ва (динамичная композиция, выразительные позы, энергичная моделировка объёмов, контрасты ярких цветов). Во Франции в кон. 1940-х гг. возникло родственное направление «художников – свидетелей реальности» («новый французский реализм» – А. Фужерон, Б. Таслицкий и др.).