Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОРЕАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 440-441

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. И. Рубанова (Кинематограф), Ю. Н. Галатенко (Литература), В. А. Крючкова (Изобразительное искусство)

НЕОРЕАЛИ́ЗМ (итал. neorealismo, букв. – но­вый реа­лизм), те­че­ние в итал. ки­но­ис­кус­ст­ве, ли­те­ра­ту­ре и изо­бра­зит. ис­кус­ст­ве сер. 1940-х – нач. 1950-х гг., для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны ан­ти­фа­ши­ст­ская и де­мо­кра­тич. на­прав­лен­ность, стрем­ле­ние к об­нов­ле­нию реа­ли­стич. ме­то­да, ин­тен­сив­ный по­иск но­во­го ху­дож. язы­ка. Тер­мин «Н.» впер­вые при­ме­нён в 1931 кри­ти­ка­ми А. Бо­чел­ли и У. Бар­ба­ро для обо­зна­че­ния но­вых тен­ден­ций в ли­те­ра­ту­ре.

Кинематограф

Кадр из фильма «Похитители велосипедов». Режиссёр В. Де Сика. 1948.

Клас­сич. об­раз­цы нео­реа­ли­стич. ки­но, внёс­ше­го наи­бо­лее зна­чит. вклад в ми­ро­вую ху­дож. куль­ту­ру, соз­да­ва­лись в рус­ле ан­ти­фа­ши­ст­ско­го Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния и на ос­но­ве ори­ги­наль­ных и но­ва­тор­ских приё­мов (что не ис­клю­ча­ло воз­дей­ст­вия тра­ди­ций сов. ки­но 1930-х гг. и франц. ки­но пе­рио­да На­род­но­го фрон­та). От­ли­чит. осо­бен­но­стя­ми ки­не­ма­то­гра­фа Н., за­пе­чат­лев­ше­го ис­ко­рё­жен­ную фа­шиз­мом и ок­ку­па­ци­ей итал. дей­ст­витель­ность, яв­ля­ют­ся при­над­леж­ность гл. дей­ст­вую­щих лиц к со­ци­аль­ным ни­зам (ра­бо­чие, шах­тё­ры, кре­сть­я­не), со­чув­ст­вен­ное изо­бра­же­ние их про­блем и де­таль­ное опи­са­ние сре­ды оби­та­ния, но­вый тип дра­ма­тур­гии (от­каз от ин­три­ги, па­виль­он­ных съё­мок, ис­кусств. ос­ве­ще­ния), ха­рак­тер съё­мок, при­бли­жен­ный к до­ку­мен­таль­но­му ки­но. К ра­бо­те ак­тив­но при­вле­ка­лись не­про­фес­сио­наль­ные ак­тё­ры, не­ко­то­рые из них впо­след­ст­вии сни­ска­ли ми­ро­вую из­вест­ность (Дж. Лол­лоб­рид­жи­да, С. Ло­рен, С. Ман­га­но и др.); в то же вре­мя мно­гие проф. ак­тё­ры ус­вои­ли в филь­мах Н. тех­ни­ку, схо­жую с ис­пол­ни­тель­ской ма­не­рой «лю­дей с ули­цы» (А. Мань­я­ни, Дж. Мази­на­, А. Фаб­ри­ци и др.). Ос­но­во­по­лож­ни­ки Н. – Р. Рос­сел­ли­ни, Л. Вис­кон­ти, В. Де Си­ка, Д. Де Сан­тис, П. Джер­ми пред­ста­ви­ли на эк­ра­не фе­но­мен ре­аль­но­сти (на­блю­де­ние А. Ба­зе­на). Нео­реа­ли­сты без­оши­боч­но уло­ви­ли над­ви­гав­шую­ся опас­ность рас­слое­ния об­ще­ст­ва (в т. ч. люм­пе­ни­за­цию). В вы­даю­щих­ся филь­мах Н. – «Рим – от­кры­тый го­род» (1945) Рос­сел­ли­ни, «Зем­ля дро­жит» Вис­кон­ти (1948), а так­же «По­хи­ти­те­ли ве­ло­си­пе­дов» (1948) и «Ум­бер­то Д.» (1951) Де Си­ки, «Рим, 11 ча­сов» Де Сан­ти­са (1952; все три по сце­на­ри­ям Ч. Дза­ват­ти­ни) – со­ли­дар­ность дей­ст­вий ге­ро­ев бы­ла обу­слов­ле­на им­пуль­сив­ным же­ла­ни­ем со­хра­нить не­из­мен­ным ста­тус сво­его су­ще­ст­во­ва­ния. Ки­не­ма­то­гра­фи­сты т. н. вто­ро­го по­ко­ле­ния Н. соз­да­ва­ли филь­мы о мар­ги­на­лах, вы­тес­нен­ных на со­ци­аль­ную обо­чи­ну эпо­хой «эко­но­мич. чу­да» (ра­бо­ты П. П. Па­зо­ли­ни, Ф. Ро­зи, Дж. Мон­таль­до и др.). Нео­реа­ли­стич. тен­ден­ции по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в ки­не­ма­то­гра­фе и не­ко­то­рых др. стран (в осн. вхо­дя­щих в ан­ти­гит­ле­ров­скую коа­ли­цию). Так, англ. «во­ен. стиль» со­еди­нил в се­бе до­ку­мен­таль­ную кон­цеп­цию по­да­чи жиз­нен­но­го ма­те­риа­ла и воз­ро­ж­дён­ный опыт про­зы «по­те­рян­но­го по­ко­ле­ния»: филь­мы «…в ко­то­ром мы слу­жим» Н. Коу­ар­да и Д. Ли­на (в отеч. про­ка­те «По­весть об од­ном ко­раб­ле»), «Бли­жай­ший из род­ст­вен­ни­ков» Т. Ди­кин­со­на, «Слу­шай­те Бри­та­нию» (все 1942), «На­ча­лись по­жа­ры» (1943), «Днев­ник для Ти­мо­ти» Х. Джен­нинг­са, «Ко­рот­кая встре­ча» Ли­на (оба 1945) и др. Н. в амер. ки­но так­же был свя­зан с опы­том ос­мыс­ле­ния во­ен. дей­ст­ви­тель­но­сти (до­ку­мен­та­ли­сти­ка Ф. Кап­ры), час­тич­но рас­про­стра­нён­ным и на др. те­мы и груп­пы филь­мов: «Дом на 92-й ули­це» Г. Ха­тау­эя (1945) и др. Чер­ты Н. про­яви­лись в ки­но Фран­ции («Не­бо при­над­ле­жит нам» Ж. Гре­мий­о­на, 1943; «Бит­ва на рель­сах» Р. Кле­ма­на, 1945), Ав­ст­рии («По­след­ний акт» Г. В. Паб­ста, 1955), Поль­ши, Бол­га­рии, Че­хо­сло­ва­кии, а так­же Япо­нии (ра­бо­ты Я. Од­зу и А. Ку­ро­са­вы). От­да­лён­ное влия­ние Н. ис­пы­тал сов. ки­не­ма­то­граф «от­те­пе­ли», а так­же ки­не­ма­то­граф Ира­на 1990–2000-х гг. (ре­жис­сё­ры А. На­де­ри, М. Мах­мал­баф, А. Кия­ро­ста­ми, Дж. Па­на­хи).

Литература

Н., про­ти­во­пос­та­вив­ший се­бя как про­фа­ши­ст­ско­му ис­кус­ст­ву, так и разл. ва­ри­ан­там мо­дер­низ­ма, не вы­ра­бо­тал чёт­кой тео­ре­тич. про­грам­мы. Зна­чит. воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние эс­те­ти­ки Н. ока­за­ла лит-ра ве­риз­ма, про­за Дж. Стейн­бе­ка, У. Фолк­не­ра, а так­же взгля­ды Д. Лу­ка­ча и осо­бен­но А. Грам­ши. Гл. пред­ста­ви­те­ли Н. – В. Пра­то­ли­ни, Э. Вит­то­ри­ни, И. Каль­ви­но, Б. Фе­но­льо, Р. Ви­га­но, К. Ле­ви, Э. Де Фи­лип­по, Ч. Па­ве­зе; влия­ние Н. ис­пы­та­ли так­же А. Мо­ра­виа, Л. Бид­жа­рет­ти, А. Гат­то. Про­за Н. не­ред­ко тя­го­те­ет к жан­ру хро­ник и на­сы­ще­на ав­то­био­гра­физ­мом; её ти­пич­ный ге­рой – че­ло­век из на­ро­да; осн. те­мы – кри­ти­ка фа­шиз­ма, ге­рои­ка пар­тизан­ской вой­ны, борь­ба за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость. Для сти­ли­сти­ки Н. ха­рак­тер­ны стрем­ле­ние к точ­но­му вос­произ­ве­де­нию нар. ре­чи (вклю­чая диа­лек­тиз­мы), яс­ность и про­сто­та сло­га, вы­ра­зи­тель­ность де­та­ли, сдер­жан­ность и ла­ко­низм. В по­эзии Н., от­ме­чен­ной со­ци­аль­ной ан­га­жи­ро­ван­но­стью, дос­то­вер­но вос­соз­да­ва­лась жизнь кре­сть­ян и гор. ни­зов (Р. Ско­тел­ла­ро, Дж. Ска­лия, В. Муч­чи, от­час­ти П. П. Па­зо­ли­ни).

Изобразительное искусство

Р. Гуттузо. «Расстрел патриотов». 1945. Финам (Милан).

Са­мо­сто­ят. те­че­ни­ем Н. стал с 1948, ко­гда в ре­зуль­та­те рас­ко­ла «Но­во­го фрон­та ис­кусств», соз­дан­но­го в 1946 и объ­е­ди­нив­ше­го ху­дож­ни­ков-ан­ти­фа­ши­стов разл. эс­те­тич. про­грамм, из не­го вы­шла груп­па аб­ст­рак­цио­ни­стов. В 1952 по ини­циа­ти­ве Р. Гут­ту­зо ос­но­ван ж. «Realis­mo», став­ший идей­но-тео­ре­тич. цен­тром дви­же­ния. Его круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли (по­ми­мо Гут­ту­зо) – Г. Мук­ки, Э. Трек­ка­ни, Дж. Дзи­гай­на, А. Пиц­ци­на­то, К. Ле­ви – по­свя­ти­ли своё твор­че­ст­во изо­бра­же­нию жиз­ни ра­бо­чих и кре­сть­ян, борь­бы тру­дя­щих­ся за свои пра­ва. Ак­тив­ная со­ци­аль­но-кри­тич. по­зи­ция ху­дож­ни­ков оп­ре­де­ли­ла экс­прес­сив­ную сти­ли­сти­ку их иск-ва (ди­на­мич­ная ком­по­зи­ция, вы­ра­зи­тель­ные по­зы, энер­гичная мо­де­ли­ров­ка объ­ё­мов, кон­тра­сты яр­ких цве­тов). Во Фран­ции в кон. 1940-х гг. воз­ник­ло род­ст­вен­ное на­прав­ле­ние «ху­дож­ни­ков – сви­де­те­лей ре­аль­но­сти» («но­вый фран­цуз­ский реа­лизм» – А. Фу­же­рон, Б. Тас­лиц­кий и др.).

Лит.: Ки­не­ма­то­граф. Лид­за­ни К. Италь­ян­ское ки­но. М., 1956; Rondi B. Il neorealismo italiano. Roma, 1957; Фер­ра­ра Д. Но­вое италь­ян­ское ки­но. М., 1959; Со­ловь­е­ва И. Ки­но Ита­лии (1945–1960). М., 1961; Му­ра­тов Л. Г. Италь­ян­ский эк­ран. Л., 1971; Ба­зен А. Ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский реа­лизм и италь­ян­ская шко­ла эпо­хи Ос­во­бо­ж­де­ния // Ба­зен А. Что та­кое ки­но? М., 1972; Barbaro U. Neorealismo e realismo. Roma, 1976. Vol. 1–2; Ки­но Ита­лии: Нео­реа­лизм, 1939–1961. М., 1989; Neo­rea­lismo: cinema italiano 1945–1949. Torino, 1989; Ру­ба­но­ва И. И. Ме­сто нео­реа­лиз­ма // На гра­ни ты­ся­че­ле­тий. М., 1994; Moneti G. Neo­rea­lismo fra tradizione e rivoluzione. Siena, 1999; Il neorealismo cinematografico italiano. Ve­nezia, 1999; Fanara G. Pensare il neorea­lis­mo: percorsi attraverso il neorealismo cinema­tografico italiano. Roma, 2000; Brunetta G. P. Il cinema neorealista italiano: storia economi­ca, politica e culturale. Roma, 2009.

Ли­те­ра­ту­ра. По­та­по­ва З. М. Нео­реа­лизм в италь­ян­ской ли­те­ра­ту­ре. М., 1961; Introdu­zione al neorealismo: i narratori. Roma, 1974; Siti W. Il neorealismo nella poesia italiana (1941–1956). Torino, 1980; Luperini R. Neo­reali­smo, neodecadentismo, avanguardie. Ro­ma; Bari, 1980; Il neorealismo: antifascismo e po­polo nella letteratura dagli anni trenta agli an­ni cinquanta. Torino, 1982; Cinema e lette­ra­tura del neorealismo. Venezia, 1983; Forti M. Narrativa e romanzo nel Novecento italiano. Studi, critici, ritratti e ricerche. Milano, 2009.

Из­об­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Apollonio U. Pittura italiana moderna. Venezia, 1950; L’art en Europe: les années décisives, 1945–1953. (Cat.). Gen., 1987; Les années 50. (Cat.). P., 1988.

Вернуться к началу