Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЗАВАТТИ́НИ ЧЕЗАРЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 691

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Чекалов

ДЗАВАТТИ́НИ (Zavattini) Че­за­ре (20.9.1902, Луц­ца­ра, обл. Ред­жо-Эми­лия – 13.10.1989, Рим), итал. пи­са­тель, сце­на­рист. Учил­ся в Парм­ском ун-те (1923). Пе­ча­тал­ся как жур­на­лист с 1927, как пи­са­тель с 1930. В про­зе Д. ощу­ща­ет­ся влия­ние сюр­реа­лиз­ма: сбор­ник рас­ска­зов «Я – дья­вол» («Io sono il diavolo», 1942) и др. Ав­тор са­ти­рич. по­вес­ти-­сказ­ки «До­б­ряк То­то» («Totò il buono», 1943, рус. пер. 1982; эк­ра­ни­за­ция В. Де Си­ка под назв. «Чу­до в Ми­ла­не» – 1950). С 1935 ра­бо­тал в ки­но. На­пи­сал сце­на­рии к боль­шин­ст­ву филь­мов Де Си­ка, в т. ч. «Шу­ша» (1946), «По­хи­ти­те­ли ве­ло­си­пе­дов» (1948), «Ум­бер­то Д.» (1951), «Кры­ша» (1956), «Брак по-италь­ян­ски» (1964), «Под­сол­ну­хи» (1969), «Ко­рот­кий от­пуск» (1973); к филь­му А. Лат­туа­ды «Ши­нель» (по Н. В. Го­го­лю, 1952), и др. Ки­но­ведч. тру­ды Д. ста­ли ос­но­вой эс­те­ти­ки нео­реа­лиз­ма (от­каз от го­то­во­го сю­же­та, вни­ма­ние к по­все­днев­но­сти, ис­поль­зо­ва­ние не­про­фес­сио­наль­ных ак­тё­ров и пр.). В 1982 по­ста­вил по собств. сце­на­рию фильм-прит­чу «Прав­да-а-а-а!» и сыг­рал в нём гл. роль. По­чёт­ные пре­мии Мкф в Мо­ск­ве (1979), в Ве­не­ции (1982). Био­гра­фия Д. от­ра­же­на в до­ку­мен­таль­ном филь­ме К. Лид­за­ни «Дза­ват­ти­ни» (2003).

Соч.: По­хи­ти­те­ли ве­ло­си­пе­дов // Сце­на­рии италь­ян­ско­го ки­но. М., 1958; Ум­бер­то Д. От сю­же­та к филь­му. М., 1960; Днев­ни­ки жиз­ни и ки­но. М., 1982; Opere, 1931–1986. Mil., 1991.

Лит.: C. Zavattini. P., 1990; Gambetti G. Zavattini: cinema e vita. Bologna, 1996.

Вернуться к началу