Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮРРЕАЛИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 525-527

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова (литература), П. М. Степанова (театр), А. С. Плахов (кино), В. А. Крючкова (изобразительное искусство)

СЮРРЕАЛИ́ЗМ (франц. surréalisme, букв. – сверх­реа­лизм, над­реа­лизм), на­прав­ле­ние в ху­дож. куль­ту­ре зап. аван­гар­диз­ма. Офор­мил­ся в 1910–20-х гг. во Фран­ции, в даль­ней­шем ут­вер­дил­ся в др. стра­нах Ев­ро­пы, а так­же в США и Лат. Аме­ри­ке.

С. раз­вил­ся на вол­не про­тес­та про­тив ус­то­яв­ших­ся со­ци­аль­ных норм и эс­те­тич. цен­но­стей; ре­шаю­щее влия­ние на его ста­нов­ле­ние ока­за­ли дос­ти­же­ния франц. пси­хи­ат­рии кон. 19 в. (П. Жа­не, Ж. М. Шар­ко, Г. де Кле­рам­бо), пси­хо­ана­лиз, ан­ти­ра­цио­на­ли­сти­че­ская и ин­туи­ти­ви­ст­ская фи­ло­со­фия (Дж. Берк­ли, Ф. Ниц­ше, А. Берг­сон, У. Джеймс), а так­же сим­во­лизм и да­да­изм. Сюр­реа­ли­сты про­яв­ля­ли по­вы­шен­ный ин­те­рес к ал­хи­мии, ок­культ­ным прак­ти­кам и мис­ти­циз­му (идеи Э. Све­ден­бор­га и др.); счи­та­ли свои­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми мар­ки­за де Са­да, Ж. де Нер­ва­ля, Лот­реа­мо­на, А. Рем­бо.

Тер­мин «С.» впер­вые поя­вил­ся в про­грам­ме Г. Апол­ли­не­ра к ба­ле­ту Ж. Кок­то, Э. Са­ти и П. Пи­кас­со «Па­рад» (1917), позд­нее он был упот­реб­лён в пре­ди­сло­вии и под­за­го­лов­ке «сюр­реа­ли­сти­че­ской дра­мы» Апол­ли­не­ра «Сос­цы Ти­ре­сия» (1918). Пер­вым сюр­реа­ли­стич. лит. про­из­ве­де­ни­ем ста­ла кн. «Маг­нит­ные по­ля» А. Бре­то­на и Ф. Су­по (1920). К 1924 в Па­ри­же сло­жи­лась сюр­реа­ли­стич. груп­па, к ко­то­рой при­мы­ка­ли пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки, ки­не­ма­то­гра­фи­сты (Бре­тон, Су­по, Л. Ара­гон, П. Элю­ар, Р. Дес­нос, А. Ар­то, Р. Вит­рак, Т. Тца­ра, П. Ре­вер­ди, С. Да­ли, Л. Бунь­юэль и др.); в том же го­ду Бре­тон из­дал «Ма­ни­фест сюр­реа­лиз­ма», на­чал вы­хо­дить ж. «La révolution surréaliste» (1924–29). Ис­кус­ст­во рас­смат­ри­ва­лось сюр­реа­ли­ста­ми как спо­соб при­бли­же­ния к бес­соз­на­тель­но­му и ми­фу, ир­ра­цио­наль­но­му смыс­лу бы­тия. Ху­дож­ник или по­эт пред­ста­вал в ка­че­ст­ве ней­траль­но­го «ре­ги­ст­ри­рую­ще­го ап­па­ра­та», при­зван­но­го за­фик­си­ро­вать слу­чай­ные сов­па­де­ния, яв­ляю­щие­ся сви­де­тель­ст­вом ма­ги­че­ской «сверх­ре­аль­но­сти».

Литература

В ли­те­ра­ту­ре С. гл. сред­ст­вом вы­ра­же­ния ста­ло ав­то­ма­ти­че­ское пись­мо как «дик­тов­ка мыс­ли вне вся­ко­го кон­тро­ля со сто­ро­ны ра­зу­ма, вне ка­ких бы то ни бы­ло эс­те­ти­че­ских или нрав­ст­вен­ных со­об­ра­же­ний» и про­зре­ние «выс­шей ре­аль­но­сти», ос­но­ван­ной на «бес­ко­ры­ст­ной иг­ре мыс­ли» (А. Бре­тон). Про­цесс твор­че­ст­ва пред­ста­вал как за­пись слу­чай­ных слов и фраз, при­чуд­ли­вых со­че­та­ний ало­гич­ных об­рыв­ков разл. тек­стов, ин­туи­тив­ных «оза­ре­ний», сно­ви­де­ний, гип­но­тич. со­стоя­ний, бре­да и гал­лю­ци­на­ций, на­ве­ян­ных ал­ко­го­лем или пси­хо­троп­ны­ми пре­па­ра­та­ми (Р. Дес­нос, Р. Кре­вель и др.). Сюр­реа­ли­сты пред­по­ла­га­ли, что яв­ля­ют­ся соз­да­те­ля­ми прин­ци­пи­аль­но но­вой лит-ры, ко­то­рая пол­но­стью по­ры­ва­ет с реа­ли­стич. опи­са­тель­ст­вом или тра­ди­ци­он­но по­ни­мае­мым пси­хо­ло­гиз­мом.

Сюр­реа­ли­стич. по­эзия, в це­лом от­ме­чен­ная пре­неб­ре­же­ни­ем к риф­ме и ис­поль­зо­ва­ни­ем при­чуд­ли­вых ме­та­фор, ста­вит це­лью соз­дать не­пред­ска­зуе­мый, час­то не­прав­до­по­доб­ный, шо­ки­рую­щий об­раз: сб-ки «Пу­по­ви­на лим­ба» А. Ар­то (1925), «Са­ма жизнь» П. Элюа­ра (1932), «Дух во­ды» Бре­то­на (1934) и др. Ха­рак­те­рен от­каз от тра­диц. по­ни­ма­ния ав­тор­ст­ва, вы­ве­де­ние про­цес­са твор­че­ст­ва за рам­ки лич­но­сти ав­то­ра, что про­яви­лось в соз­да­нии кол­лек­тив­ных по­этич. сб-ков «152 по­сло­ви­цы на по­тре­бу дня» (1925, Элю­ар, Б. Пе­ре), «Не­по­роч­ное за­ча­тие» (1930; Бре­тон и Элю­ар), «От­ста­вить ра­бо­ты» (1930, Бре­тон, Элю­ар, Р. Шар). Зна­чит. по­пу­ляр­ность сни­скал экс­пе­рим. жанр сти­хо­тво­ре­ния в про­зе, в ко­то­ром нес­коль­ко по­этов не­за­ви­си­мо друг от дру­га при­ду­мы­ва­ли по од­ной строч­ке (по на­ча­лу од­но­го из сти­хо­тво­ре­ний – «Изы­скан­ный труп бу­дет пить мо­ло­дое ви­но» – та­кая иг­ра ста­ла на­зы­вать­ся «Изы­скан­ный труп»); по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние со­став­ле­ние все­воз­мож­ных, час­то па­ро­дий­ных, сло­ва­рей, ан­то­ло­гий, лис­то­вок и др. (Ж. Пре­вер, М. Ле­рис).

Сюр­реа­ли­стич. про­за по­свя­ще­на пре­им. эк­зи­стен­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке, пе­ре­ос­мыс­лен­ной сквозь приз­му фрей­диз­ма: по­вес­ти «Моё те­ло и я» (1925) и «Труд­ная смерть» (1926) Р. Кре­ве­ля; ро­ма­ны «На­дя» (1928) и «Бе­зум­ная лю­бовь» (1937) Бре­то­на; «За спи­ной у от­ра­же­ния» Ж. П. Дю­пре (1949); и др. Сюр­реа­ли­сты про­яв­ля­ли зна­чит. ин­те­рес к при­ми­тив­но­му иск-ву (в т. ч. стран Аф­ри­ки, Лат. Аме­ри­ки и др.), пы­та­лись уви­деть мир не­за­мут­нён­ным, «чис­тым» соз­на­ни­ем, гла­за­ми ре­бён­ка, ду­шев­но­боль­но­го, ди­ка­ря. Эти уст­рем­ле­ния, на­шед­шие яр­кое во­пло­ще­ние в твор­че­ст­ве А. Кар­пен­ть­е­ра (Ку­ба), П. Не­ру­ды (Чи­ли), О. Па­са (Мек­си­ка) и др., спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма.

Театр

В те­ат­ре С. не сфор­ми­ро­вал­ся как цель­ное ху­дож. яв­ле­ние, од­на­ко, за­ро­див­шись в не­драх да­да­из­ма, про­явил се­бя в па­риж­ских пред­став­ле­ни­ях «Не­мой чиж» (1920) и «Ки­тай­ский им­пе­ра­тор» (1925) Ж. Риб­мон-Дес­се­ня, «Га­зо­вое серд­це» Т. Тца­ра (1921), те­ат­ра­ли­зо­ван­ных ве­че­рах И. М. Зда­не­ви­ча и др. В про­ти­во­вес груп­пе А. Бре­то­на свою вер­сию «над­реа­лиз­ма» вы­дви­нул И. Голль: в 1919 на­пи­сал ст. «Сверх­дра­ма», в окт. 1924 в Па­ри­же вы­пус­тил ж. «Surréalisme». В 1927 в па­риж­ском те­ат­ре «Ми­шель» реж. Ж. Пен­ле­ве по­ста­вил дра­му Гол­ля «Ма­фу­са­ил, или Веч­ный бюр­гер» в стрем­ле­нии пред­ста­вить на сце­не разл. слои че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния, че­ре­дуя про­зу с по­эзи­ей, те­атр с ки­но. В ба­лет­ных фор­мах на­шли во­пло­ще­ние сюр­реа­ли­стич. опы­ты Ж. Кок­то: на му­зы­ку Э. Са­ти («Па­рад», 1917, ба­летм. Л. Ф. Мя­син, худ. П. Пи­кас­со), Д. Мийо («Бык на кры­ше», 1920, по­ста­нов­ка Кок­то и бр. Фра­тел­ли­ни; «Го­лу­бой экс­пресс», 1924, ба­летм. Б. Ф. Ни­жин­ская), «Шес­тёр­ки» («Но­во­брач­ные на Эй­фе­ле­вой баш­не», 1921, ба­летм. Ж. Бёр­лин). Чер­та­ми С. от­ме­че­ны по­ста­нов­ки труп­пы «Швед­ские ба­ле­ты» («Со­тво­ре­ние ми­ра» Мийо, 1923, ба­летм. Бёр­лин, либ­рет­то Б. Сан­д­ра­ра) и Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва («Ро­мео и Джуль­ет­та» К. Лам­бер­та, 1926, ба­летм. Ни­жин­ская). Сюр­реа­ли­сти­че­ской на­зва­ли свою по­ста­нов­ку пье­сы А. Жар­ри «Убю при­ко­ван­ный» С. Ит­кин и М. Эрнст (1937, «Ко­ме­дия Ели­сей­ских По­лей», Па­риж). Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но кон­цеп­ция те­ат­раль­но­го С. реа­ли­зо­ва­на в тео­рии «Те­ат­ра жес­то­ко­сти» А. Ар­то и в его по­ста­нов­ках в «Те­ат­ре Альф­ре­да Жар­ри»: пье­сы Р. Вит­ра­ка «Та­ин­ст­ва люб­ви» (1927), «Вик­тор, или Де­ти у вла­сти» (1928) и др. Мо­ти­вы С. на­шли от­ра­же­ние в дра­ма­тур­гии Л. Ара­го­на, С. И. Вит­ке­ви­ча, Ж. Гра­ка, Р. Дес­но­са, Ф. Су­по и мн. др. ав­то­ров. Сре­ди те­ат­раль­ных дея­те­лей, ис­пы­тав­ших влия­ние С., – Э. Бар­ба, П. Брук, Е. Гро­тов­ский, Т. Кан­тор, А. Мнуш­ки­на.

Кино

Кадр из фильма «Андалузский пёс». Режиссёр Л. Буньюэль. 1928.

Идеи и прин­ци­пы С. на­шли бла­го­дар­ную поч­ву в ки­но 1920-х гг., вос­при­ни­мав­шем­ся как ре­во­лю­ци­он­ное, про­ти­во­стоя­щее ли­це­мер­ной бур­жу­аз­ной куль­ту­ре. При­ро­да ки­не­ма­то­гра­фа, по­стро­ен­но­го на «реа­би­ли­та­ции фи­зи­че­ской ре­аль­но­сти» (З. Кра­кау­эр), но так­же на при­хот­ли­вых эф­фек­тах мон­та­жа, от­кры­ла но­вые воз­мож­но­сти для то­го, что­бы при­дать дос­то­вер­ность са­мым сме­лым и аб­сурд­ным фан­та­зи­ям. Уже да­даи­ст­ский опус «Ме­ха­ни­че­ский ба­лет» Ф. Ле­же (1924) с его сво­бод­ной иг­рой ви­зу­аль­ных форм пред­ве­щал по­яв­ле­ние но­вой эс­те­ти­ки. Пер­вым соб­ст­вен­но сюр­реа­ли­стич. ки­но­про­из­ве­де­ни­ем при­ня­то счи­тать ф. «Ра­ко­ви­на и свя­щен­ник» Ж. Дю­лак по сце­на­рию А. Ар­то (1928). Его гл. те­ма – ме­та­мор­фо­зы; фан­тас­ма­го­рия раз­во­ра­чи­ва­ет­ся буд­то бы в за­мед­лен­ном вре­ме­ни или в ат­мо­сфе­ре не­ве­со­мо­сти. В «Мор­ской звез­де» (1928, реж. Мэн Рей) пер­со­на­жи и не­оду­шев­лён­ные объ­ек­ты сня­ты че­рез вол­ни­стое по­лу­про­зрач­ное стек­ло, что соз­да­ёт эф­фект сна, ир­ре­аль­но­сти. Са­мый зна­ме­ни­тый сюр­реа­ли­стич. ф. «Ан­да­луз­ский пёс» (1928) соз­дан Л. Бунь­ю­элем по сце­на­рию, на­пи­сан­но­му им в со­ав­тор­ст­ве с С. Да­ли. Эта кар­ти­на, ин­тер­пре­ти­ро­вав­шая те­му смер­ти, вы­зва­ла скан­дал; осо­бен­но жес­то­ко эпа­ти­ро­ва­ло со­вре­мен­ни­ков изо­бра­же­ние раз­ре­зае­мо­го брит­вой жен­ско­го гла­за (на са­мом де­ле вме­сто зрач­ка пе­ред ка­ме­рой раз­ре­за­ли ку­ри­ное яй­цо). «Зо­ло­той век» Бунь­ю­эля (1930), в ко­то­ром смон­ти­ро­ва­ны сце­ны на­си­лия из раз­ных эпох ци­ви­ли­за­ции и фрей­дист­ские сим­во­лы, под­вёл итог ко­рот­кой, но пло­до­твор­ной эпо­хе клас­сич. С. в ки­но. Од­на­ко в даль­ней­шем мо­ти­вы и об­ра­зы С. ожи­ва­ют в ра­бо­тах Ж. Кок­то («Кровь по­эта», 1930; «Ор­фей», 1949), позд­не­го Бунь­ю­эля («Днев­ная кра­са­ви­ца», 1966; «Скром­ное обая­ние бур­жуа­зии», 1972). Влия­ние эс­те­ти­ки С. мож­но об­на­ру­жить на всём про­тя­же­нии ис­то­рии ки­но, в ча­ст­но­сти в филь­мах А. Хич­ко­ка, И. Берг­ма­на, Д. Лин­ча, Т. Гил­ли­ам, Л. Ка­рак­са. С. про­явил се­бя в ши­ро­ком спек­тре жан­ров и ти­пов ки­но – от экс­пе­рим. аван­гар­да и ви­део­ар­та до фэн­те­зи, хор­ро­ра и аб­сур­ди­ст­ской ко­ме­дии.

Изобразительное искусство

Сюрреализм. С. Дали. «Частичная галлюцинация. Шесть портретов Ленина на фортепьяно». 1931. Национальный музей современного искусства (Париж).

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве спе­ци­фич. сред­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для вы­ра­же­ния сюр­реа­ли­стич. ми­ро­ви­де­ния, на­прав­ле­ны на то, что­бы вы­сво­бо­дить творч. по­тен­ци­ал бес­соз­на­тель­но­го, ис­клю­чив кон­троль ра­зу­ма и на­вя­зан­ных со­циу­мом куль­тур­ных сте­рео­ти­пов. «Пси­хи­че­ский ав­то­ма­тизм» дос­ти­гал­ся раз­но­об­раз­ны­ми спо­со­ба­ми бло­ки­ро­ва­ния ра­цио­наль­но­го мыш­ле­ния, его от­клю­че­ния от творч. про­цес­са, опо­рой на слу­чай­ное фор­мо­об­ра­зо­ва­ние. От да­да­из­ма был унас­ле­до­ван кол­лаж; во фрот­та­же М. Эрн­ста изо­бра­зит. про­цесс на­чи­нал­ся с на­ти­ра­ния ка­ран­да­шом бу­маж­но­го лис­та, по­ло­жен­но­го на ма­ло­рель­еф­ную по­верх­ность. В ри­сун­ках А. Мас­со­на фор­ма соз­да­ва­лась бес­кон­троль­ным блу­ж­да­ни­ем ли­нии по бу­ма­ге, кра­соч­ный слой в жи­во­пи­си за­сы­пал­ся пес­ком. В. Па­лен ввёл в прак­ти­ку при­ём фю­ма­жа (за­дым­ле­ния по­верх­но­сти), а О. До­мин­гес – де­каль­ко­ма­нию (раз­дав­ли­ва­ние кра­соч­но­го пят­на ме­ж­ду дву­мя плос­ко­стя­ми сло­жен­ной по­по­лам бу­ма­ги); сю­да же мож­но от­не­сти «рейо­гра­фию» Мэн Рея. Мас­те­ра С. ув­ле­ка­лись и т. н. най­ден­ны­ми объ­ек­та­ми – слу­чай­но по­пав­ши­ми­ся пред­ме­та­ми, пе­ре­ос­мыс­лен­ны­ми в кон­тек­сте во­об­ра­жае­мой ре­аль­но­сти. Та­ки­ми приё­ма­ми за­пус­кал­ся про­цесс спон­тан­но воз­ни­каю­щих фи­гу­ра­ций, сво­бод­ных ас­со­циа­ций, соз­даю­щих фан­та­сти­че­скую, аб­сурд­ную ре­аль­ность. Под­лин­ная ре­аль­ность для мас­те­ров С. – «чу­дес­ное», ко­то­рое от­кры­ва­ет­ся внутр. взо­ром (во сне, в грё­зах на­яву, под гип­но­зом, при вне­зап­ном оза­ре­нии). В этом от­но­ше­нии они бы­ли пря­мы­ми на­след­ни­ка­ми та­ких пред­ста­ви­те­лей сим­во­лиз­ма, как О. Ре­дон и Г. Мо­ро, М. Клин­гер и А. Бёк­лин.

Сюрреализм. М. Эрнст. «Европа после дождя». 1940–42. Уодсворт Атенеум(Хартфорд, штат Коннектикут, США).

Соз­дан­ная А. Бре­то­ном груп­пи­ров­ка, пер­во­на­чаль­но вклю­чав­шая быв. да­даи­стов, в 1920–30-е гг. по­пол­ня­лась но­вы­ми чле­на­ми, ко­то­рые прив­но­си­ли свои ме­то­ды об­ра­зо­твор­че­ст­ва. Дж. Де Ки­ри­ко во­шёл в объ­е­ди­не­ние в 1924, став за­чи­на­те­лем но­вой вет­ви С. Его иск-во по­ра­зи­ло сво­ей за­га­доч­но­стью мо­ло­дых ху­дож­ников, ко­то­рые, ос­ваи­вая ме­та­фи­зи­че­скую жи­во­пись, ин­тер­пре­ти­ро­ва­ли её фор­мы как по­ро­ж­де­ние «сверх­ре­аль­но­сти». В круг С. во­шли И. Тан­ги (1925), Р. Маг­рит (1927), С. Да­ли (1928), П. Дель­во (1934). Ху­дож­ни­ки, прак­ти­ко­вав­шие пси­хич. ав­то­ма­тизм (Х. Арп, М. Эрнст, А. Мас­сон, Х. Ми­ро, О. До­мин­гес), под­чи­ня­ли бес­соз­на­тель­но­му сам про­цесс соз­да­ния про­из­ве­де­ния; Да­ли, Маг­рит, Дель­во, Тан­ги, на­про­тив, стре­ми­лись с ил­лю­зор­ной точ­но­стью вос­про­из­ве­сти ир­ре­аль­ный об­раз, воз­ни­каю­щий в сно­ви­де­нии, со­тво­рить «ма­ги­че­скую» ре­аль­ность. Обос­но­ва­ние этой вер­сии С. да­но Да­ли в его опи­са­нии собств. «па­ра­нойя-кри­ти­че­ско­го ме­то­да». Язы­ком фи­гу­ра­тив­но­го иск-ва со­з­да­ёт­ся об­раз не­мыс­ли­мый, до­хо­дя­щий до аб­ст­рак­ции (как у Тан­ги), или зри­тель­но про­бле­ма­тич­ный (у Маг­ри­та). Об­щие осо­бен­но­сти иск-ва С. – фан­та­сти­ка аб­сур­да, ало­гизм, па­ра­док­саль­ные со­че­та­ния форм, зри­тель­ная не­ус­той­чи­вость об­ра­зов, пе­ре­те­ка­ния изо­бра­зит. зна­че­ний.

Пер­вая вы­став­ка сюр­реа­ли­стов со­стоя­лась в 1925. В 1926–28 Сюр­реа­ли­стич. га­ле­рея в Па­ри­же уст­раи­ва­ла пер­со­наль­ные вы­став­ки уча­ст­ни­ков объ­е­ди­не­ния. В 1930-х гг. С. при­об­рёл ме­ж­ду­нар. ха­рак­тер (Ме­ж­ду­нар. вы­став­ка С. в Па­ри­же в 1938). В 1940-е гг. про­дол­жи­лось его рас­про­стра­не­ние, ох­ва­тив стра­ны Аме­ри­ки. Ин­те­рес к ран­не­му С., его идео­ло­гии и ху­дож. прак­ти­ке уси­лил­ся в кон. 1960-х гг. в свя­зи с подъ­ё­мом но­вой вол­ны аван­гар­диз­ма, а позд­нее – с раз­ви­ти­ем по­стмо­дер­низ­ма.

С. ока­зал зна­чит. влия­ние на мас­со­вую куль­ту­ру За­па­да и раз­ви­тие гу­ма­ни­тар­ной мыс­ли 2-й пол. 20 в. – пси­хо­ана­ли­за, струк­ту­ра­лиз­ма и пост­струк­ту­ра­лиз­ма, фе­но­ме­но­ло­гии.

Изд.: Breton A. Manifestes du surréalisme. P., 1962; idem. Le surréalisme et la peinture. P., 2002; Ан­то­ло­гия фран­цуз­ско­го сюр­реа­лиз­ма: 20-е го­ды. М., 1994; По­эзия фран­цуз­ско­го сюр­реа­лиз­ма: Ан­то­ло­гия. СПб., 2003.

Лит.: Jean M., Mezei A. Histoire de la pein­ture surréaliste. P., 1959; Nadeau M. Histoire du surréalisme. P., 1964; Rubin W. S. Dada and surrealist art. L., 1969; Ку­ли­ко­ва И. С. Сюр­реа­лизм в ис­кус­ст­ве. М., 1970; Ан­д­ре­ев Л. Г. Сюр­реа­лизм. М., 1972; Béhar H. Le Théâtre dada et surréaliste. 2 éd. P., 1979; Chad­wick W. Myth in surrealist painting, 1929–1939. Ann Ar­bor, 1980; Biro A., Passe­ron R. Dic­tionnaire général du surréalisme et de ses envi­rons. P., 1982; Пи­кон Г. Сюр­реа­лизм, 1919–1939. Же­не­ва; Па­риж, 1995; Вир­мо А., Вир­мо О. Мэт­ры ми­ро­во­го сюр­реа­лиз­ма. СПб., 1996; Швинг­л­хурст Э. Сюр­реа­ли­сты. М., 1998; Ше­нье-Жан­д­рон Ж. Сюр­реа­лизм. М., 2002; Мак­си­мов В. Век А. Ар­то. СПб., 2005; Сюр­реа­лизм: Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ная эн­цик­ло­пе­дия. СПб.; М., 2005; Kyrou A. Le Sur­réalisme au cinema. P., 2005; Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь сюр­реа­лиз­ма. М., 2007; Галь­цо­ва Е. Д. Сюр­реа­лизм и те­атр: К во­про­су о те­ат­раль­ной эс­те­ти­ке фран­цуз­ско­го сюр­реа­лиз­ма. М., 2012.

Вернуться к началу