МИЙО́ ДАРИЮС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЙО́ (Milhaud) Дариюс (Дарьявеш) (4.9.1892, Экс-ан-Прованс – 22.6.1974, Женева), франц. композитор, дирижёр и муз. писатель, чл. Академии изящных искусств (1956). В 1909–15 учился в Парижской конс. у К. Леру (гармония), А. Жедальжа (полифония), Ш. М. Видора (композиция), П. Дюка (дирижирование), в «Схола канторум» у В. д’Энди (композиция и дирижирование); занимался также у Ш. Кёклена. В 1913 в концерте «Независимого музыкального общества» прозвучал его 1-й квартет (1912; М. исполнил партию 1-й скрипки). В годы учёбы познакомился с Ж. Кокто и П. Клоделем; последний, став послом в Бразилии (1916–18), взял с собой М. в качестве секретаря. В творч. содружестве с Клоделем М. создал музыку к сценич. трилогии «Орестея» (по Эсхилу): «Агамемнон» (финальная сцена, 1913; концертное исполнение 1927), «Хоэфоры» (1916, пост. в 1935, Брюссель), «Эвмениды» (опера-оратория, 1923, концертное исполнение 1949, Брюссель; полностью трилогия пост. в 1963, Зап. Берлин). Под впечатлением от природы, культуры и быта Юж. Америки создал балет «Человек и его желания» (либр. Клоделя на основе браз. фольклора, 1918), «Бразильские танцы» и ряд др. произведений. Вернувшись в Париж, стал членом «Шестёрки» и соавтором шоу-балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» (по Кокто; 1921, Париж). В эстетике мюзик-холла с элементами джаза и лат.-амер. музыки написал комич. балет-пантомиму «Бык на крыше» (по Кокто; 1920, Париж), в духе итал. комедии дель арте – балет «Салат» (1924, Париж). По заказу С. П. Дягилева создал балет («танцевальную оперетту») «Голубой экспресс» на совр. бытовую тематику (либр. Кокто; 1924, Париж). В 1920-е гг. концертировал в Европе (в 1926 в СССР), США. Друзьями М. были Э. Сати, С. С. Прокофьев, П. Хиндемит. Вместе с др. членами «Шестёрки» принимал участие в работе Нар. муз. федерации (с 1936). Написал (в соавторстве) музыку к драме Р. Роллана «14 июля», хор «Рука, протянутая всем» (на стихи Ш. Вильдрака; впервые исполнен в 1937 на Всемирном конгрессе Ассамблеи против расизма и антисемитизма). В 1940, спасаясь от преследований нацистов, эмигрировал в США, преподавал композицию в Миллс-колледже (Окленд, штат Калифорния). В 1947 вернулся во Францию, в 1948–67 проф. Парижской конс. (класс композиции); при этом продолжал преподавать в США. Пред. Нац. муз. комитета (1966).
Среди композиторов «Шестёрки» проявил себя как самый дерзкий новатор-урбанист, со временем, однако, занял более умеренную позицию. Для стиля М. характерны политональность, простая в своей основе мелодика, вобравшая ритмы и интонации музыки Юж. и Сев. Америки, в т. ч. джаза (сюита «Бразильские города»; балет «Сотворение мира» по рассказу Б. Сандрара, 1923, Париж), элементы провансальского («Провансальская сюита», 1936, «Карнавал в Эксе», «Четыре народные песни Прованса» и др.) и евр. (преим. сефардского) фольклора («Еврейские народные песни», 1925, «Семь танцев Эрец-Исраэль», 1946, и др.). Называя себя «французом из Прованса иудейской веры», М. отдал дань евр. традиц. и совр. сюжетам и образам: хореографич. сюита «Сны Иакова» (1949); опера «Давид» (1953, либр. А. Люнеля; написана по заказу Мин-ва образования и культуры Израиля для фестиваля в Иерусалиме, 1954); квартет «Царица Савская» (1939); для хора и оркестра (тексты на иврите) – «Барух ха-Шем» (1944), «Каддиш» (1945); фп. сюита «Семисвечник» (1951); музыка к спектаклю «Саул» (1954); кантата «Бар-мицва» (1961 – к 13-летию провозглашения Гос-ва Израиль); «Ода Иерусалиму» для оркестра (1973), «Ани маамин» (последнее соч., 1974) и др. Среди др. сочинений: оперы – «Несчастья Орфея» (1925, Брюссель), «Эсфирь из Карпантра» (1927, пост. в 1938, Париж), «Бедный матрос» (1927, там же), «Христофор Колумб» (по Клоделю; 1930, Берлин), «Боливар» (1950, Париж), «оперы-минутки» «Похищение Европы», «Покинутая Ариадна», «Освобождение Тезея» (1927–28, Баден-Баден); кантата «Огненный замок» (посвящена памяти погибшего в фашистском концлагере племянника М., 1954); 12 симфоний (1939–61; 3-я – Те Deum, с хорами, посвящена Победе, 1946; 4-я посвящена 100-летию Революции 1848 г., 1947; 12-я – «Сельская», 1961); 18 струнных квартетов; сюита «Скарамуш» для 2 фп.; киномузыка.