КОКТО́ ЖАН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОКТО́ (Cocteau) Жан (Клеман Эжен Жан Морис) (5.7.1889, Мезон-Лаффит, деп-т Сена и Уаза – 11.10.1963, Мийи-ла-Форе, там же), франц. писатель, драматург, график, живописец, режиссёр, театральный деятель, чл. Франц. академии (1955). Учился в лицее Кондорсе (Париж). Дебютировал поэтич. сб-ками «Лампа Алладина» («Lampe dʼAladin», 1909), «Легкомысленный принц» («Prince frivole», 1910), «Танец Софокла» («Danse de Sophocle», 1912), принёсшими ему известность в кругах парижской богемы. Поэмы «Мыс Доброй Надежды» («Cap de Bonne Espérance», 1919), «Словарь» («Vocabulaire», 1922), поэтич. сб-ки «Стихи» («Poésies», 1922), «Опера» («Opéra», 1927) и др., а также собрания афоризмов «Петух и арлекин» («Le coq et lʼarlequin», 1918) и «Профессиональный секрет» («Secret professionnel», 1922) отмечены влиянием дадаизма и сюрреализма. В посвящённом И. Ф. Стравинскому фантастич. романе «Потомак» («Potomak», 1919), отразившем воздействие идей и образности Платона, К. представил жизнь медузы в аквариуме как символ бытия человека в мире. Темы хрупкости и уникальности человеческой личности доминируют в психологич. романах «Самозванец Тома» («Thomas LʼImposteur», 1923) и «Трудные дети» («Enfants terribles», 1929), посвящённых проблеме отцов и детей, а также в повести «Опиум» («Opium», 1930). В лирике 1930–50-х гг. [поэтич. сб-ки «Аллегории» («Allégories», 1941), «Леона» («Léone», 1945), «Распятие» («Crucifixion», 1946) и др.] К. связал темы смерти и вдохновения, доминирующие также в одноактной трагедии «Орфей» («Orphée», 1926). Находя в античности путь к иной реальности – универсальной и общечеловеческой, К. обращался к античным сюжетам и в др. драматургич. произведениях («Антигона», 1928; «Эдип-царь», 1928; «Адская машина», 1932, на сюжет «Эдипа-царя», поставлена в 1934 Л. Жуве). Монопьеса «Человеческий голос» («Voix humaine», 1930; в том же году поставлена К. в театре «Комеди Франсез») положена в основу монооперы Ф. Пуленка (1959). Худож. метод К.-литератора отличает сочетание тонкого психологизма и символизма в изображении внутреннего и внешнего бытия героев. Автор дневников, литературоведч., критич. работ и др. На рус. яз. произведения К. переводятся с 1920-х гг.
К. – один из вдохновителей новой балетной эстетики. В 1909 познакомился с участниками Русских сезонов С. П. Дягилева; создавал афиши к представлениям Русских сезонов в Париже. Способствовал привлечению к работе в балетном театре франц. композиторов – членов «Шестёрки». Автор либретто к балетам «Синий Бог» Р. Ана (1912, хореограф М. М. Фокин), «Парад» Э. Сати (1917, хореограф Л. Ф. Мясин, худ. П. Пикассо), «Новобрачные на Эйфелевой башне» Ж. Тайфер, Ж. Орика, А. Онеггера, Д. Мийо, Ф. Пуленка (1921, хореограф Ж. Бёрлин), «Голубой экспресс» Мийо (1924, хореограф Б. Ф. Нижинская), пантомимы «Бык на крыше» Мийо, которую сам поставил в 1920 в театре «Комедия Елисейских Полей». Деятельность К. способствовала сближению балета с исканиями совр. ему франц. иск-ва. После 2-й мировой войны К. принимал участие в создании труппы «Балет Елисейских Полей». Сочинил сценарии балетов: «Юноша и смерть» на муз. И. С. Баха (1946, хореограф Р. Пети), «Федра» Орика (1950, хореограф С. Лифарь), «Дама с единорогом» Ж. Шайе (1953, хореограф Х. Розен), также автор оформления двух последних. Отрицая балетный эстетизм, К. разрывал традиц. худож. структуру, прибегая к гротеску, бытовизмам и т. п. для создания иллюзии новой реальности.
В 1930 поставил свой первый (сюрреалистский) ф. «Кровь поэта», построенный как чередование алогичных поэтич. образов. Сценарист фильмов «Комедия счастья» (1940), «Барон-призрак» (1942, сыграл одну из ролей), «Вечное возвращение» (1943), «Рюи Блаз» (1948, в отеч. прокате «Опасное сходство»). Поставил также фильмы «Красавица и чудовище» (1946), «Двуглавый орёл» (1947), «Трудные родители» (1948), «Орфей» (1949), «Завещание Орфея» (1960).
Не получив спец. худож. образования, создал многочисл. графич. (преим. контурные) портреты (П. Пикассо, А. Модильяни, Ф. Пикабиа, автопортреты и др.), карикатуры (на И. Ф. Стравинского и др.), иллюстрации к своим произведениям, книгам Ж. Жене, и др. Занимался также керамикой (с 1957) и монументальной живописью (фрески в капелле Сен-Блез-де-Семпль в Мийи-ла-Форе, 1960; в театре «Дю Кап дʼАй» в Антибе, 1961, и др.).