МЯ́СИН
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЯ́СИН Леонид Фёдорович [27.7(8.8).1895, Москва – 15.3.1979, Боркен, ФРГ], рос. артист балета, хореограф, педагог. Из семьи музыкантов. Обучался живописи в Худож. школе А. П. Большакова в Москве. В 1912 окончил Моск. театральное уч-ще (ученик А. А. Горского) и был принят в труппу моск. Большого театра. Выступал также в драматич. ролях на сцене Малого театра. С 1914 в труппе С. П. Дягилева (ученик Э. Чеккетти). Исполнил гл. партии в балетах М. М. Фокина (Иосиф – «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса, Петрушка – «Петрушка» И. Ф. Стравинского). Первая постановка М. – «Полуночное солнце» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1915, Женева). Среди др. спектаклей в Русском балете Дягилева: «Женщины в хорошем настроении» на музыку Д. Скарлатти (1917), «Парад» Э. Сати (1917), «Фантастическая лавка» на музыку Дж. Россини (1919), «Треуголка» М. де Фальи (1919), «Пульчинелла» Стравинского по мотивам Дж. Б. Перголези (1920). В 1921 М. ушёл от Дягилева, работал в США, Великобритании и Франции, создав, в частности, завоевавший широкую популярность в мире балет «Прекрасный голубой Дунай» на музыку И. Штрауса (1924, Париж). Вновь вернувшись к Дягилеву, поставил ряд спектаклей, в т. ч. «Зефир и Флора» Вернона Дьюка (1925), «Стальной скок» С. С. Прокофьева (1927) и «Оду» Н. Д. Набокова (1928). Выработал свой танцевальный стиль, отличавшийся особой динамикой. Редко использовал «чистый» классич. танец, сочетая его с характерным и бытовым, придавая движениям остроту, гротесковость. Опираясь на фольклорную основу, особенно часто обращался к исп. танцу, а также к комедии дель арте. Др. направлением, разрабатываемым М., стала балетная комедия («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, 1938, и др.).
С 1932 работал в труппе «Les Ballets russes de Monte-Carlo» (с 1933 зав. труппой). С 1938 худ. рук. созданной в 1936 рус. труппы «Les Ballets de Monte-Carlo», с его приходом поменявшей название на «Le Ballet russe de Monte-Carlo». С ней М. уехал в США, когда началась 2-я мировая война, и работал там до 1947. В этот период развивал новое, введённое им в обиход направление – балет-симфонию: «Предзнаменования» на музыку 5-й симфонии П. И. Чайковского и «Хореартиум» на музыку 4-й симфонии И. Брамса (оба 1933), «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза (1936), «Лабиринт» на музыку 7-й симфонии Ф. Шуберта (1941), «Ленинградская симфония» на музыку 1-й ч. 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича (1945). Большинство симфонич. балетов М. иллюстративны, в их основе – аллегорич. сюжет либо живописный образ. В 1940–50-х гг., работая в США и странах Лат. Америки, М. ставил спектакли, используя местный колорит, нар. и бытовые танцы (напр., «Нью-Йоркер» на музыку Дж. Гершвина, 1940). Одна из лучших постановок – «Алеко» на музыку Чайковского и сюжет поэмы А. С. Пушкина (1942) в труппе «Балле тиэтр». В 1950–60-е гг. в Италии сочинял балеты на религ. сюжеты и старинную церковную музыку, в т. ч. исполненный в церкви г. Перуджа балет «Laudes Evangelii» на музыку композиторов 18 в. (1952).
Один из крупнейших хореографов 20 в., мастер жанровых и комедийных балетов, создатель новой формы – балета-симфонии, М. придавал первостепенное значение изобразит. стороне спектакля, работая в союзе с художниками М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, П. Пикассо, С. Дали, М. З. Шагалом. Однако после 2-й мировой войны слава М. померкла, когда в центре внимания оказались бессюжетные, чисто танцевальные балеты (в первую очередь, постановки Дж. Баланчина). М. ставил эстрадные программы, снимался в кино («Красные башмачки» и др.), преподавал. Интерес к творчеству М. возродился в 1990-х гг. Его сын Лорка (Леонид) Мясин восстанавливал балеты отца во многих труппах мира, в т. ч. в 2005 в моск. Большом театре впервые в России поставил балеты «Предзнаменования», «Треуголка» и «Парижское веселье».