Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́КИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 451

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Н. Добровольская
«Шопениана». Балетмейстер М.М. Фокин.

ФО́КИН Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [23.4(5.5).1880, С.-Пе­тер­бург – 22.8.1942, Нью-Йорк], рос. ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог. По окон­ча­нии С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща (класс Н. Г. Ле­га­та) в 1898–1918 в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре. Как ис­пол­ни­тель тя­го­тел к ге­ро­ич. при­под­ня­то­сти, умел от­те­нять ха­рак­тер­ность пер­со­на­жа. На­ря­ду с ве­ду­щи­ми пар­тия­ми клас­сич. ре­пер­туа­ра, со­ли­ро­вал в собств. по­ста­нов­ках: «Ви­но­град­ная ло­за» А. Г. Ру­бин­штей­на (1906), «Шо­пе­ниа­на» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на (1908), «Вак­ха­на­лия» на му­зы­ку А. К. Гла­зу­но­ва, «Кар­на­вал» на му­зы­ку Р. Шу­ма­на и «Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го (все 1910) и др.

Как ба­лет­мей­стер де­бю­ти­ро­вал спек­таклем С.-Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща «Ацис и Га­ла­тея» А. В. Кад­ле­ца (1905). С 1910 ба­лет­мей­стер Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. В 1909–12 и в 1914 худ. рук., ба­лет­мей­стер и тан­цов­щик Рус­ских се­зо­нов и труп­пы Рус­ский ба­лет Дя­ги­ле­ва. В 1901–1911 пре­по­да­вал в С.-Пе­терб. те­ат­раль­ном уч-ще. В 1918 уе­хал на га­ст­ро­ли в Шве­цию. С 1921 жил в США, до 1933 вы­сту­пал как ис­пол­ни­тель, в 1921–42 ру­ко­во­дил сту­ди­ей в Нью-Йор­ке. Ра­бо­тал в ве­ду­щих те­ат­рах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Ре­фор­ма­тор ба­лет­ной сце­ны нач. 20 в. Опи­рал­ся на но­вей­шие от­кры­тия те­ат­ра и жи­во­пи­си. Ис­поль­зо­вал сим­фо­нич. му­зы­ку, не пред­на­зна­чен­ную для ба­ле­та. Стре­мил­ся вы­ра­зить в тан­це ми­ро­ощу­ще­ние со­вре­мен­но­го ему че­ло­ве­ка. Пред­по­чи­тал дра­ма­ти­че­ски на­пря­жён­ные и дей­ст­вен­но на­сы­щен­ные сю­жет­ные ба­ле­ты. На­ря­ду с этим, сде­лал са­мо­сто­ят. жан­ром бес­сю­жет­ный ба­лет, по­стро­ен­ный по за­ко­нам муз.-хо­рео­гра­фич. раз­ра­бот­ки. Сре­ди по­ста­но­вок: «Па­виль­он Ар­ми­ды» Н. Н. Че­реп­ни­на и «Уми­раю­щий ле­бедь» К. Сен-Сан­са (обе 1907), «По­ло­вец­кие пля­ски» на му­зы­ку А. П. Бо­ро­ди­на (1909), «Шехе­ра­за­да» на му­зы­ку Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1910), «При­зрак ро­зы» на му­зы­ку К. М. фон Ве­бе­ра и «Пет­руш­ка» Стра­вин­ско­го (обе 1911), «Ара­гон­ская хо­та» на му­зы­ку М. И. Глин­ки (1916), «Дон Жу­ан» К. В. Глю­ка (1936), «Па­га­ни­ни» на му­зы­ку С. В. Рах­ма­ни­но­ва (1939); тан­цы в опе­рах – «Тан­гей­зер» Р. Ваг­не­ра (1910), «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» Глю­ка (1911), «Юдифь» А. Н. Се­ро­ва и «Ис­ка­те­ли жем­чу­га» Ж. Би­зе (обе 1912), «Рус­лан и Люд­ми­ла» Глин­ки (1917) и др.

Соч.: Уми­раю­щий ле­бедь. Л., 1961; Про­тив те­че­ния. Вос­по­ми­на­ния ба­лет­мей­сте­ра. Сце­на­рии и за­мыс­лы ба­ле­тов. Ста­тьи, ин­тер­вью и пись­ма. 2-е изд. Л., 1981.

Лит.: Ива­нов И. М. Фо­кин. П., 1923; Beaumont С. M. Fokine and his ballets. L., 1935; Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ско­го ба­ле­та / Сост. М. Бо­ри­сог­леб­ский. Л., 1939. Т. 2; Benois A. Reminiscences of the Russian ballet. L., 1941; Posner S. Petrouchka. The story of the ballet. 3rd ed. L., 1957; Стра­вин­ский И. Ф. Хро­ни­ка мо­ей жиз­ни. Л., 1963; он же. Диа­ло­ги. Вос­по­ми­на­ния. Раз­мыш­ле­ния. Ком­мен­та­рии. Л., 1971; Нorwitz D. L. M. Fokine. Boston, 1985; Бе­нуа А. Мои вос­по­ми­на­ния. 2-е изд. М., 1990. Т. 1–2. Кн. 1–5; Гри­горь­ев С. Л. Ба­лет Дя­ги­ле­ва. 1909–1929. М., 1993; Свет­лов В. Со­вре­мен­ный ба­лет. [2-е изд.]. СПб. [и др.], 2009; Ле­вин­сон А. Ста­рый и но­вый ба­лет. [2-е изд.]. СПб. [и др.], 2009; Кра­сов­ская В. М. Рус­ский ба­лет­ный те­атр на­ча­ла XX в. Хо­рео­гра­фы. [2-е изд.]. СПб. [и др.], 2009; Кар­са­ви­на Т. П. Те­ат­раль­ная ули­ца. М., 2010.

Вернуться к началу