ДЮКА́ ПОЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮКА́ (Dukas) Поль (Поль Абраам) (1.10.1865, Париж – 17.5.1935, там же), франц. композитор, муз. критик и педагог, чл. Академии изящных искусств Франции (1934). Сын банкира. С 1882 учился в Парижской конс. по классу фп. Ж. Матьяса, по классу композиции Э. Гиро. 2-я Рим. премия за кантату «Велледа» (1888). С 1910 профессор Парижской конс. (до 1913 оркестровка, с 1928 – композиция), одновременно с 1926 возглавлял кафедру композиции в Нормальной школе (среди учеников – О. Мессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Крейн, Си-Синхай). Влиянием Р. Вагнера и С. Франка отмечены его увертюра «Полиевкт» (по П. Корнелю, 1891), Симфония C-dur (1896), сразу вошедшие в репертуар ведущих франц. оркестров, а также фп. соната es-moll (1900) и «Вариации, интерлюдия и финал на тему Рамо» (1903). Мировое признание Д. принесло симфонич. скерцо «Ученик Чародея» (по одноим. балладе И. В. Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков. Богатые колористич. находки импрессионистской оперы «Ариана и Синяя Борода» (по одноим. пьесе М. Метерлинка; пост. в 1907, «Опера-Комик», Париж) получили развитие в хореографич. поэме «Пери» (на сюжет др.-иран. легенды, 1912, театр «Шатле», там же), посвящённой первой исполнительнице гл. роли – балерине Н. В. Трухановой (с А. П. Павловой в гл. роли – 1921, Парижская опера). Сочинения 1920-х гг. (поэма «Жалоба фавна в отдалении», «Аллегро» для фп., романс «Amours» на слова П. де Ронсара и др.) отличаются психологизмом, утончённостью гармоний, отчасти возрождают старинную стилистику. Мн. почти законченные произведения (в т. ч. соната для скрипки и фп.) были уничтожены композитором. Влияние его музыки (гл. обр. гармонии и инструментовки) испытали мн. композиторы 20 в. (И. Ф. Стравинский, А. фон Цемлинский и др.).
Сотрудничал как муз. критик в периодич. изданиях «Revue hebdomadaire», «Chronique des Arts», «Le Quotidien» и др., автор более 330 статей. Одним из первых во Франции оценил значение творчества М. П. Мусоргского.