ПОЛИТОНА́ЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИТОНА́ЛЬНОСТЬ (от поли... и тональность), одновременное звучание двух или более тональностей. Условие П. – тональная автономность каждого слоя полиструктуры, когда отчётливо слышатся одновременно две реализации тонального тяготения сразу к двум (или более) тональным центрам. В зап. музыкознании для обозначения одноврем. звучания двух тональностей используется термин «битональность» (англ. bitonality, нем. Bitonalität и т. д.). Сочетание двух аккордов как частей единого целого даёт не П., а полиаккорд. Сочетание двух разных по составу ладовых звукорядов образует не П., а полимодальность (напр., «Еврейский танец» Г. Нойзидлера, опубл. в 1544). Для создания эффекта «разобщения» тональных центров применяется тот или иной способ разъединения музыки в пространстве: звучание на сцене и за сценой, сопоставление источников звука – неподвижного и движущегося, живого исполнения с магнитофонной записью и др. Традиционно П. используется для достижения комич. эффекта: в конце финала «Музыкальной шутки» («Секстет деревенских музыкантов») В. А. Моцарта (KV 522) применение П. имитирует нескладную игру деревенских музыкантов; в опере «Воццек» А. Берга (Сцена в кабаке) одна группа музыкантов играет тему лендлера в виде однотонального периода (g-moll – g-moll), а другая – в виде модулирующего (g-moll – Es-dur), отсюда эффект, будто музыканты «разошлись» и доиграли танец в разных тональностях.
В 20 в. П. как приём композиции применял Ч. Айвз (хоровой «Псалом № 67», оркестровые пьесы «Вопрос, оставшийся без ответа», «Центральный парк ночью» и др.). В балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского в сцене Арапа и Балерины (3-я картина) объединяются темы двух действующих лиц, причём каждая тема звучит в своей тональности (в H-dur тема Балерины и в gis-moll тема Арапа), в своём метре (соответственно в 3-дольном и 2-дольном) и в своём регистре (тема Балерины в высоком, тема Арапа в низком). Др. примеры П. – у Б. Бартока [цикл пьес для фп. «Микрокосмос», № 105 «Песенка с двумя пятиступенными звукорядами» («Spiellied mit zwei fünfstufigen Leitern»)], Д. Мийо (фп. сюита «Тоска по Бразилии», op. 65).