Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИТОНА́ЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 699

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
В. А. Моцарт. «Музыкальная шутка» KV 522, окончание.

ПОЛИТОНА́ЛЬНОСТЬ (от по­ли... и то­наль­ность), од­но­вре­мен­ное зву­ча­ние двух или бо­лее то­наль­но­стей. Ус­ло­вие П. – то­наль­ная ав­то­ном­ность ка­ж­до­го слоя по­ли­струк­ту­ры, ко­гда от­чёт­ли­во слы­шат­ся од­но­вре­мен­но две реа­ли­за­ции то­наль­но­го тя­го­те­ния сра­зу к двум (или бо­лее) то­наль­ным цен­трам. В зап. му­зы­коз­на­нии для обо­зна­че­ния од­но­врем. зву­ча­ния двух то­наль­но­стей ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «би­то­наль­ность» (англ. bito­nality, нем. Bitonalität и т. д.). Со­че­та­ние двух ак­кор­дов как час­тей еди­но­го це­ло­го да­ёт не П., а по­ли­ак­корд. Со­че­та­ние двух раз­ных по со­ста­ву ла­до­вых зву­ко­ря­дов об­ра­зу­ет не П., а по­ли­мо­даль­ность (напр., «Ев­рей­ский та­нец» Г. Ной­зид­ле­ра, опубл. в 1544). Для соз­да­ния эф­фек­та «ра­зоб­ще­ния» то­наль­ных цен­тров при­ме­ня­ет­ся тот или иной спо­соб разъ­е­ди­не­ния му­зы­ки в про­ст­ран­ст­ве: зву­ча­ние на сце­не и за сце­ной, со­пос­тав­ле­ние ис­точ­ни­ков зву­ка – не­по­д­виж­но­го и дви­жу­ще­го­ся, жи­во­го ис­пол­не­ния с маг­ни­то­фон­ной за­пи­сью и др. Тра­ди­ци­он­но П. ис­поль­зу­ет­ся для дос­ти­же­ния ко­мич. эф­фек­та: в кон­це фи­на­ла «Му­зы­каль­ной шут­ки» («Сек­стет де­ре­вен­ских му­зы­кан­тов») В. А. Мо­цар­та (KV 522) при­ме­не­ние П. ими­ти­ру­ет не­склад­ную иг­ру де­ре­вен­ских му­зы­кан­тов; в опе­ре «Воц­цек» А. Бер­га (Сце­на в ка­ба­ке) од­на груп­па му­зы­кан­тов иг­ра­ет те­му ленд­ле­ра в ви­де од­но­то­наль­но­го пе­рио­да (g-moll – g-moll), а дру­гая – в ви­де мо­ду­ли­рую­ще­го (g-moll – Es-dur), от­сю­да эф­фект, буд­то му­зы­кан­ты «ра­зо­шлись» и дои­гра­ли та­нец в раз­ных то­наль­но­стях.

В 20 в. П. как при­ём ком­по­зи­ции при­ме­нял Ч. Айвз (хо­ро­вой «Пса­лом № 67», ор­ке­ст­ро­вые пье­сы «Во­прос, ос­тав­ший­ся без от­ве­та», «Цен­траль­ный парк но­чью» и др.). В ба­ле­те «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го в сце­не Ара­па и Ба­ле­ри­ны (3-я кар­ти­на) объ­е­ди­ня­ют­ся те­мы двух дей­ст­вую­щих лиц, при­чём ка­ж­дая те­ма зву­чит в сво­ей то­наль­но­сти (в H-dur те­ма Ба­ле­ри­ны и в gis-moll те­ма Ара­па), в сво­ём мет­ре (со­от­вет­ст­вен­но в 3-доль­ном и 2-доль­ном) и в сво­ём ре­ги­ст­ре (те­ма Ба­ле­ри­ны в вы­со­ком, те­ма Ара­па в низ­ком). Др. при­ме­ры П. – у Б. Бар­то­ка [цикл пьес для фп. «Мик­ро­кос­мос», № 105 «Пе­сен­ка с дву­мя пя­ти­сту­пен­ны­ми зву­ко­ря­да­ми» («Spiellied mit zwei fünfstufigen Leitern»)], Д. Мийо (фп. сюи­та «Тос­ка по Бра­зи­лии», op. 65).

Лит.: Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. М., 1988; он же. Гар­мо­ния. Прак­ти­че­ский курс. М., 2003. Ч. 2.

Вернуться к началу