БА́РТОК БЕЛА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́РТОК (Bartók) Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, ныне Сынниколау-Маре, Румыния – 26.9.1945, Нью-Йорк; в 1988 перезахоронен в Будапеште), венгерский композитор, исследователь музыкального фольклора, пианист, педагог. Отец – директор школы, музыкант-любитель. Б. учился игре на фортепиано у матери (с 9 лет сочинял), в 1893–95 – у Л. Эркеля (сын Ф. Эркеля) в Пожони (ныне Братислава). В 1898 выдержал экзамены в Венскую консерваторию, но учился (1899–1903) в Будапештской академии музыки у И. Томана (фортепиано) и Я. Кёслера (композиция); там же началась его дружба с З. Кодаем. В 1907–34 профессор этой академии по классу фортепиано (педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора), с 1934 работал в Венгерской АН.
Как композитор испытал влияние позднего романтизма (Ф. Лист, Р. Вагнер, И. Брамс) и национального стиля вербункош. В симфонической поэме «Кошут», посвящённой событиям Революции 1848 в Венгрии (исполнена в 1904 в Будапеште и Манчестере), сказалось его увлечение программным симфонизмом Р. Штрауса (чью оперу «Электра» он критиковал в 1910 уже с антиромантических позиций). Начиная с 1-го струнного квартета (1908) формируется собственный оригинальный стиль Б. с характерным сочетанием модальной гармонии и нерегулярной ритмики. Фольклорные изыскания композитора способствовали обогащению его гармонического языка, стимулировали поиск непривычных, остродинамичных современных средств выражения в 14 фортепианных Багателях и «Двух портретах» для оркестра (1908), фортепианных «Нениях» («Плачах», основанных на древних песенных пластах и игнорирующих «тиранию мажора и минора», 1910), 3 фортепианных Бурлесках и в «Allegro barbaro» с его стихийной ритмикой (1911, это сочинение символизировало зрелость нового стиля). В одноактной опере «Замок герцога Синяя Борода» (1911, либретто Б. Балаша; поставлена в 1918) Б. впервые музыкально претворил интонации венгерской речи. Болезненно восприняв роспуск «Общества новой венгерской музыки» (основано Б. и З. Кодаем в 1911), он с 1912 сосредоточился на исследованиях фольклора балканских стран, Центральной Европы и Северной Африки. Крупнейший учёный-фольклорист, Б. в поисках генетических связей венгерской музыкальной культуры собрал свыше 30 тыс. венерских, румынских, словацких, арабских, кабильских, монгольских, финских, сербских и хорватских песен. Ко времени 1-й мировой войны относится написание 2-го струнного квартета (1917) и начало общественного признания Б. (балет «Деревянный принц», 1916, поставлен в 1917).
В период Венгерской советский республики 1919 Барток участвовал в музыкальной директории, совместно с З. Кодаем разработал план демократических реформ музыкльной жизни. Тогда же был сочинён экспрессионистский, авангардный балет-пантомима «Чудесный мандарин» (о любви и смерти полумистического персонажа в «адском» криминальном мире современного большого города) – один из лучших балетов 20 в. (оркестрован в 1924, премьера состоялась в 1926 в Кёльне). С установлением в 1920 хортистской диктатуры усилилась травля Бартока шовинистической критикой. 1920–30-е гг. – период расцвета гастрольно-концертной деятельности Бартока-пианиста (выступал в странах Западной Европы, в США, в 1929 гастролировал в СССР). Освоив и отчасти предварив опыт К. Дебюсси, затем И. Ф. Стравинского, А. Шёнберга и др., Барток тяготел к остроноваторским художественным решениям [динамизация языка во 2-й (1921) и 3-й (1922) сонатах для скрипки с фортепиано, дерзкие тембровые эффекты в 3-м (1927) и 4-м (1928) струнных квартетах; трактовка фортепиано как ударного инструмента в рассчитанных на собственное исполнение 1-м концерте с оркестром, цикле «На воздухе», сонате; все – 1926], однако и в 1920-х гг. продолжал развивать фольклорные элементы. 1930-е гг. – время поворота в сторону большей простоты и классичности стиля [«Cantata profana», 1930; 2-й фортепианный концерт, 1931; 5-й (1934) и 6-й (1939) струнные квартеты; «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936]. Непримиримый антифашист, Б. в 1937 запретил передавать свои сочинения по радио в Италии и Германии, в 1938 расторг отношения с австрийским издательством «Universal Edition». Одновременно создавал произведения, в которых ярко национальный тематизм сочетается с динамической напряжённостью, передающей тревожную атмосферу предвоенных лет (Соната для 2 фортепиано и ударных, 1937; 2-й концерт для скрипки с оркестром, 1938; Дивертисмент для струнного оркестра, 1939). Тенденция к демократизации творчества нашла выход в обработках венгерских народных песен, кантате «Из прошлого» (1935), пьесах педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931; фортепианный цикл «Микрокосмос», 1937). С ужесточением политической ситуации в Венгрии Барток часто гостил в Швейцарии у П. Захера (заказавшего ему «Музыку для струнных, ударных и челесты» и Дивертисмент для струнного оркестра), а в 1939 принял решение эмигрировать в США (осуществил его после концертной поездки с Й. Сигети в 1940 и смерти матери). Последний концерт на родине Барток дал 8.10.1940 в Будапеште с оркестром под управлением Я. Ференчика.
С 1940 Барток читал лекции и продолжал исследовательскую работу в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В последние годы жизни сотрудничал с Б. Гудменом, С. А. Кусевицким, И. Менухиным, создал ряд выдающихся сочинений, в том числе Концерт для оркестра (1943), 3-й фортепианный концерт (1945; финал дооркестрован Т. Шерли по указаниям Бартока), Концерт для альта с оркестром (завершён Шерли по эскизам Бартока).
Личность и творчество Бартока – классика музыки 20 в. – оказали влияние на всю современную профессиональную музыку, в частности на формирование композиторских школ в странах Восточной и Юго-Восточной Европы.