Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ДАЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КО́ДАЙ (Kodály) Зол­тан (16.12.1882, Кеч­ке­мет – 6.3.1967, Бу­да­пешт), венг. ком­по­зи­тор, му­зы­ко­вед-фольк­ло­рист, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель, чл. Венг. АН (с 1943; в 1946–49 пре­зи­дент). Учил­ся иг­ре на фп., скрип­ке, вио­лон­че­ли в На­дь­сом­ба­те (ны­не Трна­ва, Сло­ва­кия), в 1900–1905 в Ака­де­мии му­зы­ки у Я. Кёс­ле­ра (ком­по­зи­ция) и на фи­лос. ф-те ун-та в Бу­да­пеш­те. С 1907 пре­по­да­вал в Ака­де­мии му­зы­ки в Бу­дапеш­те, был её ви­це-ди­рек­то­ром в 1919 и 1921–40 (в 1919, по­сле па­де­ния Венг. сов. рес­пуб­ли­ки, был от­стра­нён от долж­но­сти на 2 го­да). В 1917–19 со­труд­ни­чал в венг. пе­ча­ти в ка­че­ст­ве муз. кри­ти­ка. С 1905 со­би­рал и изу­чал фольк­лор (ме­ло­дии за­пи­сы­вал с по­мо­щью фо­но­гра­фа), в 1906 за­щи­тил дис­сер­та­цию о сти­хотв. стро­фи­ке венг. нар. пе­сен. То­гда же на­ча­лось на­уч. и творч. со­труд­ни­че­ст­во К. с Б. Бар­то­ком. В 1907 в сё­лах Сев.-Зап. Венг­рии К. за­пи­сал ар­ха­ич. на­пе­вы, ос­но­ван­ные на пен­та­то­ни­ке; в даль­ней­шем ус­та­новил их связь с фольк­ло­ром род­ствен­ных фин­но-угор­ских на­ро­дов По­вол­жья. Ав­тор мн. ста­тей и на­уч. ра­бот (все­го за­писал ок. 3500 об­раз­цов нар. му­зы­ки). Фольк­лор­ный ма­те­ри­ал К. со­че­тал с совр. сред­ст­ва­ми вы­ра­зи­тель­но­сти в сво­их со­чи­не­ни­ях: сб. «Пе­ние» (16 пе­сен на нар. тек­сты, 1907–09, изд. в 1921), 1-м (1909) и 2-м (1918) струн­ных квар­те­тах, Со­на­те для вио­лон­че­ли и фп. (1910), Ду­эте для скри­п­ки и вио­лон­че­ли (1914), во­каль­ных цик­лах «За­по­здав­шие ме­ло­дии» (на сло­ва венг. по­этов) и «Две пес­ни» (1912–16).

Ми­ро­вую из­вест­ность К. при­нёс «Вен­гер­ский пса­лом» («Psalmus Hungari­cus», 1923; на­пи­сан к 50-ле­тию объ­е­ди­не­ния го­ро­дов Пешт, Бу­да и Обу­да; текст 55-го псал­ма в пе­ре­во­де Э. Ади для те­но­ра, хо­ра и ор­ке­ст­ра; ис­пол­нен в 1926, Цю­рих), про­ник­ну­тый на­строе­ния­ми скор­би, про­тес­та и на­де­ж­ды на­ро­да, стра­даю­ще­го от хор­ти­ст­ской дик­та­ту­ры. В 1927–1928 К. вы­сту­пал в разл. го­ро­дах Ев­ро­пы и США, ди­ри­жи­руя свои­ми про­из­ве­де­ния­ми. В кон. 1920-х гг. К. на­пи­сал ряд хо­ров для разл. со­ста­ва го­ло­сов, гл. обр. дет­ских. Как пе­да­гог К. вос­пи­тал неск. по­ко­ле­ний венг. му­зы­кан­тов (сре­ди уче­ни­ков – Л. Бар­дош, М. Хай­ду, П. Ка­до­ша, Д. Ран­ки, Р. Шу­гар, Ф. Са­бо, П. Яр­да­ньи, Б. Тар­дош), сыг­рал важ­ную роль в раз­ви­тии дви­же­ния «По­ющая мо­ло­дёжь». Чл. Нац. венг. со­ве­та по иск-ву (с 1934). Пат­рио­тич. и де­мо­кра­тич. на­прав­лен­ность твор­че­ст­ва К. вы­зва­ла на­пад­ки хор­ти­ст­ской пе­ча­ти. В 1937 К. за­пре­тил ис­пол­не­ние сво­их про­из­ве­де­ний в Гер­ма­нии и Ита­лии, пуб­лич­но вы­сту­пал про­тив фа­шиз­ма; как и Б. Бар­ток, по­сле ан­шлю­са (1938) рас­торг от­но­ше­ния с вен­ским изд-вом «Uni­versal Edition». По­сле 1945 К. при­ни­мал уча­стие в ре­ор­га­ни­за­ции венг. муз. уч­ре­ж­де­ний, с 1949 поч. пре­зи­дент Сою­за венг. муз. дея­те­лей, с 1951 пред­се­да­тель Венг. му­зы­ко­ведч. об-ва, с 1961 пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. со­ве­та по нар. му­зы­ке, с 1964 поч. пре­зи­дент Ме­ж­ду­нар. об-ва муз. вос­пи­та­ния. С 1946 К. час­то по­се­щал стра­ны Зап. Ев­ро­пы и США в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра, учё­но­го-фольк­ло­ри­ста и пе­да­го­га. Два­ж­ды при­ез­жал в СССР (1947, 1963), был пред. муз. сек­ции об-ва «Венг­рия – СССР» (с 1958).

На­ря­ду с Б. Бар­то­ком, К.  ос­но­во­по­лож­ник совр. венг. ком­по­зи­тор­ской шко­лы, за­вое­вав­шей ми­ро­вое при­зна­ние. В глу­бо­ко на­цио­наль­ном муз. язы­ке К. ор­га­нич­но сплав­ле­ны клас­сич. ев­роп. тра­ди­ция и муз. сти­ли­сти­ка нач. 20 в. (не­оклас­си­че­ские, ро­ман­ти­че­ские и им­прес­сио­ни­ст­ские тен­ден­ции). К. сле­до­вал мет­рич. осо­бен­но­стям венг. нац. муз. фольк­ло­ра (кре­сть­ян­ско­го и го­род­ско­го), ха­рак­тер­ным ин­то­на­ци­ям венг. нар. ре­чи. В твор­че­ст­ве К. пре­тво­ре­ны спе­ци­фич. чер­ты венг. нац. ха­рак­те­ра. Гл. пер­со­наж ге­рои­ко-ко­мич. опе­ры «Ха­ри Янош» (1926, Ко­ро­лев­ская опе­ра, Бу­да­пешт), ле­ген­дар­ный кре­сть­я­нин-сол­дат, во­пло­ща­ет, по сло­вам К., «фан­та­зию венг. ска­зоч­ни­ков, оли­це­тво­ряя веч­ный венг. оп­ти­мизм». Кар­ти­ны нар. жиз­ни да­ны в сце­нах из бы­та венг. де­рев­ни (сце­нич. кан­та­та «Се­кей­ская пря­диль­ня», 1924; 2-я ред.  1932, там же). Венг. ос­во­бо­дит. дви­же­нию 18 в. по­свя­ще­на опе­ра «Цин­ка Пан­на» (1948, Венг. гос. опе­ра). Нар. му­зы­ка ис­поль­зо­ва­на и в ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ни­ях К.  сюи­те «Ха­ри Янош» (1927), ва­риа­ци­ях на те­му нар. пес­ни «Взле­те­ла па­ва» (1939), «Тан­цах Ма­рош­се­ка» (1929), «Тан­цах Га­лан­ты» (1933; в них, как и в Ин­тер­мец­цо из «Ха­ри Яно­ша», ис­поль­зу­ет­ся вер­бун­кош),, а так­же в хо­ро­вой му­зы­ке К. («Кар­ти­ны Мат­ры», 1931; «Ии­сус и тор­га­ши», 1934; 4-го­лос­ный ка­нон «К венг­рам», 1936; «За­бы­тая песнь Ба­лин­та Ба­лаш­ши», 1942). В цер­ков­ной хо­ро­вой му­зы­ке, а ка­пел­ла на­шла вы­ра­же­ние тра­ди­ция вы­со­кой ев­роп. хо­ро­вой куль­ту­ры 16–17 вв. («Те Deum Бу­дай­ской кре­по­сти», к 250-ле­тию ос­во­бо­ж­де­ния Бу­ды от вла­сти ту­рок, 1936).

По­сле смер­ти Б. Бар­то­ка (1945) К. про­дол­жил на­ча­тое ими со­вме­ст­но из­да­ние мно­го­том­но­го со­б­ра­ния «Фонд вен­гер­ской народной му­зы­ки» («Corpus Musicae Po­pularis Hungaricae», с 1951; при жиз­ни К. вы­шло 5 то­мов). Ини­циатор из­да­ния и гл. ред. (1961–67) ж. «Studia Musico­logica Academiae Sci­en­tiarum Hungaricae» (Бу­да­пешт). Гос. пр. им. Ко­шу­та (1948, 1952, 1957).

Соч.: La Chanson paysanne // Visages de la Hon­g­rie. P., 1938 (avec D. Bartha); Вен­гер­ская на­род­ная му­зы­ка. Бу­да­пешт, 1961; Víssza­te­kin­tés. Bdpst, 1964. Vol. 1–2; Mein Weg zur Mu­sik. Z., 1966. Bdpst, 1969 (Bibl. und Disko­gra­phie); Избр. ста­тьи. М., 1982; Thir­teen unpublished letters by Z. Kodály to B. Bar­tók / Ed. L. Eősze // Bulletin of the International Ko­dály Society. 1991. № 1.

Лит.: Mоlnár A. Kodály Z. Bdpst, 1936; З. Ко­дай. [Сб. ста­тей]. Бу­да­пешт, 1952; Young P. M. Z. Kodály: a hungarian musician. L. a. o., 1964; Szabó H. The Kodály concept of music education. L., 1969; Breuer J. Bartók és Ko­dály. Bdpst, 1978; Эсе Л. З. Ко­дай. День за днем. М., 1980; Kodály-mérleg, 1982 / Ed. J. Breuer. Bdpst, 1982; Мар­ты­нов И. И. З. Ко­дай. 2-е изд. М., 1983; Reflections on Kodály / Ed. L. Vikár. Bdpst, 1985; Breuer J. A guide to Kodály. Bdpst, 1990; Bónis F. Hódolat Bar­tóknak és Kodálynak. Bdpst, 1992; The heritage of Z. Kodály in Hungary and Finland // Yearbook of the Finnish Kodály Center. Jy­väskylä, 1997; E̋osze L. Örökségünk Kodály. Bdpst, 2000.

Вернуться к началу