КО́ДАЙ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ДАЙ (Kodály) Золтан (16.12.1882, Кечкемет – 6.3.1967, Будапешт), венг. композитор, музыковед-фольклорист, педагог, обществ. деятель, чл. Венг. АН (с 1943; в 1946–49 президент). Учился игре на фп., скрипке, виолончели в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия), в 1900–1905 в Академии музыки у Я. Кёслера (композиция) и на филос. ф-те ун-та в Будапеште. С 1907 преподавал в Академии музыки в Будапеште, был её вице-директором в 1919 и 1921–40 (в 1919, после падения Венг. сов. республики, был отстранён от должности на 2 года). В 1917–19 сотрудничал в венг. печати в качестве муз. критика. С 1905 собирал и изучал фольклор (мелодии записывал с помощью фонографа), в 1906 защитил диссертацию о стихотв. строфике венг. нар. песен. Тогда же началось науч. и творч. сотрудничество К. с Б. Бартоком. В 1907 в сёлах Сев.-Зап. Венгрии К. записал архаич. напевы, основанные на пентатонике; в дальнейшем установил их связь с фольклором родственных финно-угорских народов Поволжья. Автор мн. статей и науч. работ (всего записал ок. 3500 образцов нар. музыки). Фольклорный материал К. сочетал с совр. средствами выразительности в своих сочинениях: сб. «Пение» (16 песен на нар. тексты, 1907–09, изд. в 1921), 1-м (1909) и 2-м (1918) струнных квартетах, Сонате для виолончели и фп. (1910), Дуэте для скрипки и виолончели (1914), вокальных циклах «Запоздавшие мелодии» (на слова венг. поэтов) и «Две песни» (1912–16).
Мировую известность К. принёс «Венгерский псалом» («Psalmus Hungaricus», 1923; написан к 50-летию объединения городов Пешт, Буда и Обуда; текст 55-го псалма в переводе Э. Ади для тенора, хора и оркестра; исполнен в 1926, Цюрих), проникнутый настроениями скорби, протеста и надежды народа, страдающего от хортистской диктатуры. В 1927–1928 К. выступал в разл. городах Европы и США, дирижируя своими произведениями. В кон. 1920-х гг. К. написал ряд хоров для разл. состава голосов, гл. обр. детских. Как педагог К. воспитал неск. поколений венг. музыкантов (среди учеников – Л. Бардош, М. Хайду, П. Кадоша, Д. Ранки, Р. Шугар, Ф. Сабо, П. Ярданьи, Б. Тардош), сыграл важную роль в развитии движения «Поющая молодёжь». Чл. Нац. венг. совета по иск-ву (с 1934). Патриотич. и демократич. направленность творчества К. вызвала нападки хортистской печати. В 1937 К. запретил исполнение своих произведений в Германии и Италии, публично выступал против фашизма; как и Б. Барток, после аншлюса (1938) расторг отношения с венским изд-вом «Universal Edition». После 1945 К. принимал участие в реорганизации венг. муз. учреждений, с 1949 поч. президент Союза венг. муз. деятелей, с 1951 председатель Венг. музыковедч. об-ва, с 1961 президент Междунар. совета по нар. музыке, с 1964 поч. президент Междунар. об-ва муз. воспитания. С 1946 К. часто посещал страны Зап. Европы и США в качестве дирижёра, учёного-фольклориста и педагога. Дважды приезжал в СССР (1947, 1963), был пред. муз. секции об-ва «Венгрия – СССР» (с 1958).
Наряду с Б. Бартоком, К. – основоположник совр. венг. композиторской школы, завоевавшей мировое признание. В глубоко национальном муз. языке К. органично сплавлены классич. европ. традиция и муз. стилистика нач. 20 в. (неоклассические, романтические и импрессионистские тенденции). К. следовал метрич. особенностям венг. нац. муз. фольклора (крестьянского и городского), характерным интонациям венг. нар. речи. В творчестве К. претворены специфич. черты венг. нац. характера. Гл. персонаж героико-комич. оперы «Хари Янош» (1926, Королевская опера, Будапешт), легендарный крестьянин-солдат, воплощает, по словам К., «фантазию венг. сказочников, олицетворяя вечный венг. оптимизм». Картины нар. жизни даны в сценах из быта венг. деревни (сценич. кантата «Секейская прядильня», 1924; 2-я ред. – 1932, там же). Венг. освободит. движению 18 в. посвящена опера «Цинка Панна» (1948, Венг. гос. опера). Нар. музыка использована и в оркестровых сочинениях К. – сюите «Хари Янош» (1927), вариациях на тему нар. песни «Взлетела пава» (1939), «Танцах Марошсека» (1929), «Танцах Галанты» (1933; в них, как и в Интермеццо из «Хари Яноша», используется вербункош),, а также в хоровой музыке К. («Картины Матры», 1931; «Иисус и торгаши», 1934; 4-голосный канон «К венграм», 1936; «Забытая песнь Балинта Балашши», 1942). В церковной хоровой музыке, а капелла нашла выражение традиция высокой европ. хоровой культуры 16–17 вв. («Те Deum Будайской крепости», к 250-летию освобождения Буды от власти турок, 1936).
После смерти Б. Бартока (1945) К. продолжил начатое ими совместно издание многотомного собрания «Фонд венгерской народной музыки» («Corpus Musicae Popularis Hungaricae», с 1951; при жизни К. вышло 5 томов). Инициатор издания и гл. ред. (1961–67) ж. «Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae» (Будапешт). Гос. пр. им. Кошута (1948, 1952, 1957).