Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЁНБЕРГ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 793

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ШЁНБЕРГ (Schönberg, Sсhoenberg) Ар­нольд (13.9.1874, Ве­на – 13.7.1951, Лос-Анд­же­лес, США), австр. ком­по­зи­тор, тео­ре­тик му­зы­ки, пе­да­гог, ди­ри­жёр, жи­вопи­сец. Гла­ва но­вой вен­ской шко­лы. Учил­ся в осн. са­мо­стоя­тель­но, брал уро­ки ком­по­зи­ции у А. фон Цем­лин­ско­го. В ран­ние го­ды ис­пы­тал влия­ние И. Брам­са, Ф. Лис­та и Р. Ваг­не­ра, со­чи­не­ния 1890-х гг. на­пи­са­ны в рус­ле позд­не­го ро­ман­тиз­ма, из них пер­вые зна­чи­тель­ные – струн­ный сек­стет «Про­свет­лён­ная ночь» (1899), 3 тет­ра­ди пе­сен для го­ло­са с фп.; сти­ли­сти­че­ски близ­ки им сим­фо­нич. по­эма «Пел­ле­ас и Ме­ли­занда» (по М. Ме­тер­лин­ку, 1903), 1-й струн­ный квар­тет (1905), кан­та­та «Пес­ни Гур­ре» (1911). В 1901–03 в Бер­ли­не, пре­по­да­вал ком­по­зи­цию в Конс. Штер­на, ди­ри­жи­ро­вал в ка­ба­ре Э. фон Воль­цо­ге­на. С 1903 жил гл. обр. в Ве­не, вёл пе­да­го­гич. дея­тель­ность, сре­ди уче­ни­ков – ком­по­зи­то­ры А. Ве­берн, А. Берг, Э. Вел­лес. В пер­вое де­ся­ти­ле­тие 20 в. Ш. ув­лёк­ся совр. тен­ден­ция­ми в иск-ве, об­ра­тил­ся к ка­мер­но­му ан­самб­ле­во­му пись­му (1-я ка­мер­ная сим­фо­ния для 15 со­лис­тов op. 9, 1906), с кон. 1900-х гг. его муз. стиль эво­лю­цио­ни­ро­вал в сто­ро­ну ато­наль­но­сти (3 пье­сы для фп. op. 11, 1909; «Лун­ный Пье­ро» для го­ло­са с ин­ст­ру­мен­таль­ным ан­самб­лем на тек­сты А. Жи­ро в нем. пер. О. Э. Харт­ле­бе­на, 1912) и в на­прав­ле­нии эс­те­ти­ки экс­прес­сио­низ­ма (мо­но­дра­ма «Ожи­да­ние», соч. 1909, пост. в 1924, Но­вый не­мец­кий театр, Пра­га). Ш. эффективно ис­поль­зо­вал во­каль­ный при­ём Sprechstim­me (нем. «омузыкаленная речь»; раз­но­вид­ность ме­ло­дек­ла­ма­ции; хре­сто­ма­тий­ный при­мер – «Лун­ный Пье­ро»). Чер­ты экс­прес­сио­низ­ма от­ра­зи­лись и в его жи­во­пи­си. Не по­лу­чив проф. ху­дож. об­ра­зо­ва­ния, бла­го­да­ря ин­те­ре­су к совр. жи­во­пи­си и друж­бе с О. Ко­кош­кой и В. В. Кан­дин­ским Ш. на­пи­сал св. 300 кар­тин (в осн. в 1908–1912) – порт­ре­ты (в т. ч. ав­то­порт­ре­ты), на­тюр­мор­ты, пей­за­жи, аб­ст­ракт­ные ком­по­зи­ции, неск. жи­во­пис­ных се­рий («Ви­де­ния» – на еван­гель­ские темы). В 1911–1913 вхо­дил в ху­дож. объ­еди­не­ние «Си­ний всад­ник». В 1912–14 га­ст­ро­ли­ро­вал в стра­нах Ев­ро­пы (в т. ч. в Рос­сии), ди­ри­жи­руя собств. со­чи­не­ния­ми. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны вер­нул­ся в Ве­ну. По окон­ча­нии вой­ны во­зоб­но­вил ак­тив­ную пе­да­го­гич. дея­тель­ность, сре­ди уче­ни­ков – М. Дойч, Й. Р. Штой­ер­ман, К. Р. Ко­лиш, Х. Эйс­лер. В 1918–21 ру­ко­во­дил «Об­ще­ст­вом за­кры­тых муз. ис­пол­не­ний», соз­дан­ным для зна­ком­ст­ва пуб­ли­ки с но­вей­шей му­зы­кой. В нач. 1920-х гг. при­шёл к идее до­де­ка­фо­нии (12-то­но­вой се­рий­ной тех­ни­ки), пер­вое со­чи­не­ние в этом рус­ле – Пре­лю­дия из Сюи­ты для фп. op. 25 (1921), сре­ди др. об­раз­цов – № 5 из «5 пьес для фп.» op. 23, IV ч. Се­ре­на­ды для сеп­те­та и ба­ри­то­на op. 24, Сюи­та для фп. op. 25 (все – 1923). С 1925 проф. ком­по­зи­ции в Прус. ака­де­мии ис­кусств (Бер­лин).

С при­хо­дом к вла­сти на­цис­тов в Гер­ма­нии в 1933 эмиг­ри­ро­вал, в 1934 обос­но­вал­ся в США (гра­ж­да­нин с 1941). Мн. со­чи­не­ния амер. пе­рио­да но­сят ан­ти­фа­ши­ст­ский ха­рак­тер: «Ода На­по­ле­о­ну» (на текст Дж. Бай­ро­на, 1942), кан­та­та «Уце­лев­ший из Вар­ша­вы» (1947). Пре­по­да­вал в Конс. Мал­ки­на в Бос­то­не, в Ун-те Юж. Ка­ли­фор­нии (с 1935), Ка­ли­фор­ний­ском ун-те в Лос-Анд­же­ле­се (с 1936); сре­ди ча­ст­ных уче­ни­ков – Дж. Кейдж.

Ш. – ав­тор ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной, хо­ро­вой, ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ки, со­чи­не­ний для те­ат­ра, сре­ди по­след­них – опе­ра «Мои­сей и А­рон» (либр. М. Блон­ды, соч. 1930–32, не окон­че­на, 1–2-й ак­ты пост. в 1957 в Гор. те­ат­ре Цю­ри­ха).

Ав­тор мн. тео­ре­тич. тру­дов, са­мый ран­ний – «Уче­ние о гар­мо­нии» (1911, не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­вал­ся). Опуб­ли­ко­ва­на пе­ре­пис­ка с Ф. Шре­ке­ром (1974), В. В. Кан­дин­ским (1980, 1993), А. Бер­гом (1987) и др.

Соч.: Стиль и мысль: Ста­тьи и ма­те­риа­лы. М., 2006.

Лит.: Wellesz E. A. Schönberg. Lpz., 1921; Rufer J. Das Werk A. Schönbergs. Kassel, 1959; Reich W. A. Schönberg oder der konservative Revolutionär. W., 1968; Hahl-Kосh J. A. Scho­en­berg // W. Kandinsky: Letters, pictures and documents. L.; Boston, 1984; Si­chardt M. Die Entstehung der Zwölfton­methode A. Schön­bergs. Mainz, 1990; Вла­со­ва Н. Твор­че­ст­во А. Шен­бер­га. М., 2007.

Вернуться к началу