ШЁНБЕРГ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЁНБЕРГ (Schönberg, Sсhoenberg) Арнольд (13.9.1874, Вена – 13.7.1951, Лос-Анджелес, США), австр. композитор, теоретик музыки, педагог, дирижёр, живописец. Глава новой венской школы. Учился в осн. самостоятельно, брал уроки композиции у А. фон Цемлинского. В ранние годы испытал влияние И. Брамса, Ф. Листа и Р. Вагнера, сочинения 1890-х гг. написаны в русле позднего романтизма, из них первые значительные – струнный секстет «Просветлённая ночь» (1899), 3 тетради песен для голоса с фп.; стилистически близки им симфонич. поэма «Пеллеас и Мелизанда» (по М. Метерлинку, 1903), 1-й струнный квартет (1905), кантата «Песни Гурре» (1911). В 1901–03 в Берлине, преподавал композицию в Конс. Штерна, дирижировал в кабаре Э. фон Вольцогена. С 1903 жил гл. обр. в Вене, вёл педагогич. деятельность, среди учеников – композиторы А. Веберн, А. Берг, Э. Веллес. В первое десятилетие 20 в. Ш. увлёкся совр. тенденциями в иск-ве, обратился к камерному ансамблевому письму (1-я камерная симфония для 15 солистов op. 9, 1906), с кон. 1900-х гг. его муз. стиль эволюционировал в сторону атональности (3 пьесы для фп. op. 11, 1909; «Лунный Пьеро» для голоса с инструментальным ансамблем на тексты А. Жиро в нем. пер. О. Э. Хартлебена, 1912) и в направлении эстетики экспрессионизма (монодрама «Ожидание», соч. 1909, пост. в 1924, Новый немецкий театр, Прага). Ш. эффективно использовал вокальный приём Sprechstimme (нем. «омузыкаленная речь»; разновидность мелодекламации; хрестоматийный пример – «Лунный Пьеро»). Черты экспрессионизма отразились и в его живописи. Не получив проф. худож. образования, благодаря интересу к совр. живописи и дружбе с О. Кокошкой и В. В. Кандинским Ш. написал св. 300 картин (в осн. в 1908–1912) – портреты (в т. ч. автопортреты), натюрморты, пейзажи, абстрактные композиции, неск. живописных серий («Видения» – на евангельские темы). В 1911–1913 входил в худож. объединение «Синий всадник». В 1912–14 гастролировал в странах Европы (в т. ч. в России), дирижируя собств. сочинениями. С началом 1-й мировой войны вернулся в Вену. По окончании войны возобновил активную педагогич. деятельность, среди учеников – М. Дойч, Й. Р. Штойерман, К. Р. Колиш, Х. Эйслер. В 1918–21 руководил «Обществом закрытых муз. исполнений», созданным для знакомства публики с новейшей музыкой. В нач. 1920-х гг. пришёл к идее додекафонии (12-тоновой серийной техники), первое сочинение в этом русле – Прелюдия из Сюиты для фп. op. 25 (1921), среди др. образцов – № 5 из «5 пьес для фп.» op. 23, IV ч. Серенады для септета и баритона op. 24, Сюита для фп. op. 25 (все – 1923). С 1925 проф. композиции в Прус. академии искусств (Берлин).
С приходом к власти нацистов в Германии в 1933 эмигрировал, в 1934 обосновался в США (гражданин с 1941). Мн. сочинения амер. периода носят антифашистский характер: «Ода Наполеону» (на текст Дж. Байрона, 1942), кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947). Преподавал в Конс. Малкина в Бостоне, в Ун-те Юж. Калифорнии (с 1935), Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе (с 1936); среди частных учеников – Дж. Кейдж.
Ш. – автор камерно-инструментальной, хоровой, оркестровой музыки, сочинений для театра, среди последних – опера «Моисей и Арон» (либр. М. Блонды, соч. 1930–32, не окончена, 1–2-й акты пост. в 1957 в Гор. театре Цюриха).
Автор мн. теоретич. трудов, самый ранний – «Учение о гармонии» (1911, неоднократно переиздавался). Опубликована переписка с Ф. Шрекером (1974), В. В. Кандинским (1980, 1993), А. Бергом (1987) и др.