Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́РКЕЛЬ ФЕРЕНЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 436

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э́РКЕЛЬ (Erkel) Фе­ренц (7.11.1810, Дью­ла, ны­не ме­дье Бе­кеш – 15.6.1893, Бу­да­пешт), венг. ком­пози­тор, ди­ри­жёр, пиа­нист, пе­да­гог, обществ. дея­тель. В 1822–1825 учил­ся у Г. Клей­на в Бра­ти­сла­ве (иг­ра на фп., ор­га­не, муз.-тео­ре­тич. пред­ме­ты). В 1827–35 жил в Ко­лож­ва­ре (ны­не Клуж-На­по­ка), вы­сту­пал как пиа­нист и ди­ри­жёр, с 1828 ра­бо­тал учи­те­лем музы­ки у гра­фа Ча­ки, с 1834 у гра­фини М. фон Штайн­лайн-За­лен­штайн. С 1835 в Пеш­те (с 1873 Бу­да­пешт). Вы­сту­пал как пиа­нист; пер­вый ис­пол­ни­тель Фп. кон­цер­та e-moll Ф. Шо­пе­на (1835). Ди­ри­жёр Венг. те­ат­раль­ной ком­па­нии, с 1838 гл. ди­ри­жёр, за­тем муз. ди­рек­тор ос­но­ван­но­го на её ба­зе Нац. венг. те­ат­ра, од­но­врем. в 1836–37 – Нем. му­ни­ци­паль­но­го те­ат­ра. В 1884–90 в Ко­ро­лев­ском опер­ном те­ат­ре, до 1888 его ди­рек­тор (см. Вен­гер­ская го­су­дар­ст­вен­ная опе­ра). Ос­но­во­по­лож­ник нац. опе­ры, в сво­их со­чи­не­ни­ях ис­поль­зо­вал чер­ты венг. фольк­ло­ра, в т. ч. сти­ля вер­бун­кош. Сре­ди со­чи­не­ний – опе­ры на ис­то­рич. сю­же­ты (на либр. Б. Эг­ре­ши) «Лас­ло Хунь­я­ди» (1844) и «Банк бан» (по дра­ме И. Ка­то­ны, 1861). Ав­тор гим­на на сло­ва Ф. Кёль­чеи (1844; с 1989 Гос. гимн Венг­рии). В 1853–71 ру­ко­во­дил кон­цер­та­ми ос­но­ван­но­го им Фи­лар­мо­нич. об-ва и Все­вен­гер­ско­го объ­е­ди­не­ния хо­ро­вых об­ществ (с 1868 его гл. ди­ри­жёр). В 1875–87 проф. по клас­су фп. и ди­рек­тор Венг. муз. ака­де­мии.

Лит.: Véber G. Ungarische Elemente in der Opernmusik F. Erkels. Bilthoven, 1976.

Вернуться к началу