Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЙВЗ АЙВС ЧАРЛЗ ЭДВАРД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дубинец
Ч. Айвз. Портрет работы Б. Ф. Долбина.

АЙВЗ, Айвс (Ives) Чарлз Эд­вард (20.10.1874, Дан­бе­ри, штат Кон­нек­ти­кут – 19.5.1954, Нью-Йорк), амер. ком­по­зи­тор. Пер­во­начальное муз. об­ра­зо­ва­ни­е по­лу­чил у от­ца, во­ен. ка­пель­мей­сте­ра. С 14 лет ра­бо­тал ор­га­ни­стом в церк­ви. В 1894–98 учил­ся в Йель­ском ун-те, где под рук. Х. Пар­ке­ра изу­чал клас­сич. му­зы­ку. В 1898 пе­ре­ехал в Нью-Йорк для ра­бо­ты в стра­хо­вой ком­па­нии и де­ся­ти­ле­тие спус­тя стал са­мым удач­ли­вым стра­хо­вым аген­том стра­ны. А. из­да­вал и рас­сы­лал со­чи­не­ния за свой счёт, но за­слу­жил лишь уп­рё­ки кри­ти­ки в экс­т­ра­ва­гант­но­сти и па­ра­док­саль­но­сти. В нач. 1927 пре­кра­тил со­чи­нять и вско­ре ушёл из биз­не­са. По­сте­пен­но му­зы­ка А. на­ча­ла при­об­ре­тать из­вест­ность. В 1947 удо­сто­ен  Пу­лит­це­ровской пр. В 1970-х гг. при­знан соз­да­те­лем амер. шко­лы муз. аван­гар­диз­ма.

Ком­по­зи­тор­ский стиль А., в ко­то­ром со­че­та­лись то­наль­ность и ато­наль­ность, ци­та­ты и собств. те­мы, эле­мен­ты амер. по­пу­ляр­ной, про­тес­тант­ской хо­ро­вой и ев­роп. ро­ман­тич. му­зы­ки, сфор­ми­ро­вал­ся ко 2-й пол. 1910-х гг. Клас­сич. об­разец сти­ля А. – 4-я сим­фо­ния (1916). На фор­ми­ро­ва­ние его творч. ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ока­за­ла влия­ние фи­ло­со­фия транс­цен­ден­та­ли­стов. Пря­мое след­ст­вие это­го ув­ле­че­ния – про­грамм­ная со­на­та № 2 для фп. «Кон­корд» (1915). В сочинениях А. пред­вос­хи­ще­ны все ос­но­во­пола­гаю­щие ме­то­ды современной ком­по­зи­ции: алеа­то­ри­ка, по­ли­сти­ли­сти­ка, мик­ро­то­но­вость, се­рий­ность, по­ли­то­наль­ность, по­ли­рит­мия, со­но­ри­сти­ка. А. «ки­не­ма­то­гра­фи­че­ски» син­хро­ни­зи­ро­вал в му­зы­ке раз­но­род­ные эле­мен­ты, соз­дав но­вую кон­цеп­цию фор­мы («Во­прос, ос­тав­ший­ся без от­ве­та», «Цен­траль­ный парк но­чью» для ор­ке­ст­ра; оба 1906).

Лит.: Block G. Ch. Ives, a bio-bib­li­og­ra­phy. N. Y., 1988; Иваш­кин А. Ч. Айвз и му­зы­ка XX в. М., 1991; Sin­clair J. B. A de­scrip­tive cata­logue of the mu­sic of Ch. Ives. New Ha­ven; L., 1999.

Вернуться к началу