АККО́РД
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АККО́РД (франц. accord, от позднелатинского accordo – согласовываться, гармонировать), одновременное сочетание трёх и более звуков разной высоты (точнее, разных высотных классов), воспринимаемое слухом как целостный элемент звуковысотной вертикали. В музыке, написанной по законам гармонической тональности (композиторы венской классической школы, романтизма, барокко, отчасти Возрождения, джаз, рок- и поп-музыка), аккордом чаще всего называются трезвучия, септаккорды (и их обращения, см. Обращение аккорда), нонаккорды, редко — ундецим- и терцдецимаккорды, которые слух склонен интерпретировать как полиаккорды (илл. 1). Нижний звук аккорда в основном положении называется основным тоном (в 4-м значении), остальные звуки называются по интервалу, на который они удалены вверх от основного тона (терция, квинта, септима, нона и др.). Звуки, не входящие в состав аккорда, называются неаккордовыми звуками, или линейными неустоями (см. Линеарность). Интерпретация того или иного звука как аккордового или неаккордового зависит не только от интервальной структуры аккорда, но и от метроритмического и фактурного контекста (илл. 2).
В противовес конкордам (интервальным комплексам из трёх и более разновысотных звуков, главным образом квинто-октавной и терцо-квинтовой структуры), которые господствовали в европейской многоголосной музыке 12–15 вв., аккорд стал важнейшим структурным элементом терцо-квинтовой классической гармонии, воспринимаемым слухом, по выражению К. Дальхауза, как «непосредственная данность» (нем. unmittelbar gegebene Einheit). Это восприятие закрепилось в многоголосной (особенно инструментальной) музыке 16–17 вв., когда для слуховых представлений об аккорде сложились необходимые акустические предпосылки (см. Чистый строй, Темперация). Наряду с дальнейшей разработкой терцовой аккордики, со 2-й трети 19 в. композиторы предпринимали попытки внедрения созвучий, состоящих из кварт (квартаккорды) и квинт (квинтаккорды). Такие созвучия нередко выполняли колористическую или «экзотическую» функцию (Лезгинка из 4-го действия оперы «Руслан и Людмилы» М. И. Глинки, пьеса «С куклой» из вокального цикла «Детская» М. П. Мусоргского, I часть 1-й симфонии А. П. Бородина), реже служили средством развёрнутого художественного эксперимента («Прометей» А. Н. Скрябина, Камерная симфония op. 9 А. Шёнберга; илл. 4). C утратой мажорно-минорной тональности как основы звуковысотной композиции (в додекафонии композиторов новой венской школы, симметричных ладах О. Мессиана, в индивидуальных композиторских реализациях так называемой свободной атональности) термин «аккорд» стали относить к созвучиям любого интервального состава трёх и более высотных классов (илл. 3), за исключением соноров (см. в статьях Сонорика, Кластер). В джазе, где в целом сохраняется опора на мажорно-минорную тональность, большое распространение получили аккорды терцовой структуры с побочными (например, с секстой) и заменными (кварта вместо терции) тонами, блок-аккорды и другие техники линеарной разработки аккорда.