ОСНОВНО́Й ТОН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСНОВНО́Й ТОН (нем. Grundton), 1) в акустике – тон, издаваемый акустич. системой, колеблющейся с наинизшей возможной для неё частотой. Высота О. т. определяется частотой собственных колебаний системы. Термин «О. т.» применяют также для обозначения составляющей с наинизшей частотой при разложении сложных периодич. колебаний в ряд по синусоидальным компонентам. 2) В гармонии (муз.-теоретич. учении) – нижний звук большого и малого трезвучий в осн. форме. При обращении трезвучия О. т. перемещается. Термину «О. т.», который окончательно закрепился в этом значении в кон. 19 – нач. 20 вв., предшествовал ряд родств. терминов (с 17 в.): лат. ima basis (букв. – нижнее основание) – в трудах Иоганна Липпия «Третье рассуждение о музыке» («Disputatio musica tertia», 1610) и «Синопсис новой музыки» («Synopsis musicae novae», 1612); англ. root (букв. – корень) – в учебнике Т. Кэмпиона «Новый способ сочинять четырёхголосный контрапункт» («A new way of making fowre parts in counter-point», ок. 1614); франц. basse fondamentale – в исследованиях Ж. Ф. Рамо; нем. Hauptton – в трудах Х. Римана. В 20 в. понятие О. т. активно разрабатывал П. Хиндемит, распространяя его на любые созвучия, в т. ч. на интервалы. По его теории, О. т. – сильнейший тон созвучия (вследствие дублирования одного из звуков суммовыми комбинационными тонами первого и, в меньшей степени, второго порядка). Согласно Хиндемиту, О. т. может находиться внизу (как в квинте) или вверху (как в кварте); в ряде интервалов (секунды и септимы, тритон) и аккордов (напр., в уменьшённом септаккорде, в уменьшённом трезвучии) О. т. нет. В таких созвучиях сонантно неустойчивые интервалы (в т. ч. в составе аккордов) «подчиняются» сонантно устойчивым, мотивированным «законами природы» интервалам – прежде всего квинте и кварте. Учение об О. т. Хиндемита нашло отражение в совр. учебниках гармонии (напр., Ю. Н. Холопова). 3) Нижний тон натурального звукоряда. 4) В элементарной теории музыки О. т. принято называть нижний тон любого аккорда терцовой структуры в основном виде.