Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМБИНАЦИО́ННЫЕ ТОНА́

  • рубрика

    Рубрика: Физика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 604

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОМБИНАЦИО́ННЫЕ ТОНА́, воз­ни­ка­ют в не­ли­ней­ной аку­стич. сис­те­ме при на­ли­чии двух или не­сколь­ких си­ну­сои­даль­ных зву­ко­вых ко­ле­ба­ний. Ес­ли ω1 и ω2 – час­то­ты двух пер­вич­ных си­ну­сои­даль­ных то­нов, то К. т. име­ют час­то­ты nω1±mω2, где n и m – лю­бые це­лые чис­ла. К. т. ста­но­вят­ся за­мет­ны­ми толь­ко при до­статоч­но боль­шой ин­тен­сив­но­сти зву­ка. К. т., воз­ни­каю­щие в слу­хо­вом ап­па­ра­те че­ло­ве­ка при воз­дей­ст­вии на не­го зву­ка боль­шой ин­тен­сив­но­сти, на­зы­ва­ют субъ­ек­тив­ны­ми. Тео­рия это­го яв­ле­ния впер­вые бы­ла да­на Г. Гельм­голь­цем, ко­то­рый объ­яс­нил по­яв­ле­ние К. т. лишь не­ли­ней­но­стью ме­ха­нич. сис­те­мы слу­хо­во­го ап­па­ра­та, а имен­но – ба­ра­бан­ной пе­ре­понки. Со­глас­но совр. пред­став­ле­ни­ям о вос­при­ятии зву­ка, сам нерв­ный ап­парат вос­при­ятия яв­ля­ет­ся су­ще­ст­вен­но не­ли­ней­ным, что, по-ви­ди­мо­му, слу­жит осн. при­чи­ной об­ра­зо­ва­ния субъ­ек­тив­ных ком­би­нац. то­нов.

С прак­тич. точ­ки зре­ния наи­боль­шее зна­че­ние име­ет раз­но­ст­ный субъ­ек­тив­ный тон с час­то­той ω1-ω2. Его на­ли­чи­ем мож­но объ­яс­нить тот факт, что звук боль­шей ин­тен­сив­но­сти ка­жет­ся бо­лее бо­га­тым низ­ки­ми то­на­ми. Раз­но­ст­ный тон оп­ре­де­ля­ет так­же спо­соб­ность уха воз­ме­щать низ­кие то­на, сре­зан­ные при пе­ре­да­че зву­ка по ка­на­лам свя­зи. Сум­мо­вой тон (час­то­та ω1+ω2) и К. т. бо­лее вы­со­ко­го по­ряд­ка яв­ля­ют­ся го­раз­до бо­лее сла­бы­ми и час­то ле­жат вне слы­ши­мо­го диа­па­зо­на час­тот.

Объ­ек­тив­ны­ми на­зы­ва­ют К. т., об­ра­зую­щие­ся вне че­ло­ве­че­ско­го уха, напр. бла­го­да­ря не­ли­ней­но­сти са­мо­го ис­точ­ни­ка зву­ка или зву­ко­про­во­дя­щей сре­ды (см. Не­ли­ней­ная аку­сти­ка).

К. т. при­ме­ня­ют­ся при из­ме­ре­нии час­тот и фаз аку­стич. сиг­на­лов, для ис­сле­до­ва­ния не­ли­ней­ных ис­ка­же­ний в аку­стич. ап­па­ра­ту­ре; они име­ют боль­шое зна­че­ние в тео­рии муз. ин­ст­ру­мен­тов. При па­ра­мет­ри­че­ском из­лу­че­нии зву­ка для по­лу­че­ния ост­рой на­прав­лен­но­сти на низ­ких час­то­тах ис­поль­зу­ют раз­но­ст­ные К. т., обу­слов­лен­ные не­ли­ней­но­стью сре­ды рас­про­стра­не­ния зву­ка.

Лит.: Лэмб Г. Ди­на­ми­че­ская тео­рия зву­ка. М., 1960; Иса­ко­вич М. А. Об­щая аку­сти­ка. М., 1973.

Вернуться к началу