ИНТЕРВА́Л
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТЕРВА́Л (от лат. intervallum – промежуток) в музыке, соотношение двух музыкальных звуков по их высоте (см. Высота звука). Характеризуется числом охватываемых им ступеней звукоряда и качественной определённостью, зависящей от числа целых тонов и полутонов, разделяющих звуки. В обозначениях интервалов указывается как количественная (ступеневая) величина (лат. порядковые числительные или цифры), так и качественная (определения «чистый», «малый», «большой», «уменьшённый», «увеличенный», «дважды уменьшённый», «дважды увеличенный»). Интервалы в пределах октавы называются простыми, более широкие – составными. Простыми И. являются:
чистая прима (ч. 1) – 0 тонов
малая секунда (м. 2) – 1/2 тона
большая секунда (б. 2) – 1 тон
малая терция (м. 3) – 11/2 тона
большая терция (б. 3) – 2 тона
чистая кварта (ч. 4) – 21/2 тона
увеличенная кварта (ув.4) – 3 тона
уменьшённая квинта (ум. 5) – 3 тона
чистая квинта (ч. 5) – 31/2 тона
малая секста (м. 6) – 4 тона
большая секста (б. 6) – 41/2 тона
малая септима (м. 7) – 5 тонов
большая септима (б. 7) – 51/2 тонов
чистая октава (ч. 8) – 6 тонов
Составные интервалы: нона (малая и большая), децима (малая и большая), ундецима (чистая и увеличенная), дуодецима (уменьшённая и чистая), терцдецима (малая и большая), квартдецима (малая и большая), квинтдецима (чистая). Величина исходных измерительных единиц – тонов и полутонов – определяется строем музыкальным. Интервалы, совпадающие по числу охватываемых ступеней, могут быть различными по числу тонов и полутонов, например, м. 2 и б. 2. В темперированном строе одинаково звучащие интервалы могут содержать разное число ступеней (см. Энгармонизм). Таковы, например, ув. 4 и ум. 5, содержащие по три тона и объединяемые термином «тритон».
Сочетание двух звуков в одновременности называется гармоническим интервалом, в последовательности – мелодическим. Гармонические интервалы обладают особенно яркой для слуха окраской (фонизмом). По качеству звучания они делятся на консонирующие и диссонирующие (см. Консонанс и диссонанс). Нижний звук называется основанием интервала, верхний – вершиной. С помощью октавной перестановки одного или обоих звуков интервала можно получить обращение интервала. В связи с родами интервальных систем интервалы подразделяются на диатонические (см. Диатоника) и хроматические (см. Хроматизм). Интервалы меньше полутона использовались в древнегреческой музыке, встречаются во многих традиционных музыкальных культурах мира, в ряде музыкальных направлений 20–21 вв. (см. Диеса, Микроинтервал, Микрохроматика, Сонорика).