ДИАТО́НИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИАТО́НИКА (греч. διάτονον γένος – диатонический род; от δια... – через и τόνος – натяжение, целый тон; διατονιϰός – растянутый, т. е. переходящий от тона к тону), семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам. Служит основой диатонич. звукоряда (диатонич. гаммы) – восходящего или нисходящего последования звуков Д. со специфич. чередованием идущих подряд 2–3 целых тонов и полутона (в отличие от хроматической гаммы из одних полутонов, целотонной гаммы, звукорядов симметричных ладов). В европ. муз. традиции диатонич. гамма воспринимается как максимально простое и ровное движение (вопреки неравенству секунд по величине), наиболее естеств. основа кантилены, мелодии.
Интервалы Д. получаются в пределах восходящей или нисходящей цепи из 6 квинт (кварт):
Количество интервалов к.-л. вида в Д. равно разности между числом звуков системы (7) и числом квинтовых (квартовых) шагов, образующих данный интервал:
Интервал (его обращение) | Число квинт | Число интервалов |
---|---|---|
Чистая прима (чистая октава) | 0 | 7 |
Чистая квинта (чистая кварта) | 1 | 6 |
Большая секунда (малая септима) | 2 | 5 |
Большая секста (малая терция) | 3 | 4 |
Большая терция (малая секста) | 4 | 3 |
Большая септима (малая секунда) | 5 | 2 |
Увеличенная кварта (уменьшенная квинта) | 6 | 1 |
Диатоничны и все аккорды, включающие только интервалы Д. Эти интервалы диатоничны и тогда, когда они образуются хроматическими ступенями (напр., des-f в C-dur; см. Хроматизм в музыке); то же касается и аккордов. По Г. Л. Катуару, различаются интервалы и аккорды собственно диатонические (напр., c-e-g-h в C-dur) и диатонические по существу, но хроматические по положению (напр., c-e-g-h в H-dur).
Д. (диáтон) – один из родов др.-греч. мелоса (наряду с хромой и энармонией; см. Роды интервальных систем). К Д. относятся звукоряды церковных ладов, ладов нар. музыки (см. Натуральные лады). Близки к Д. лады, в основе которых лежит диатонич. звукоряд, но которые имеют и хроматические интервалы (гармонические минор и мажор и др.). Условно к Д. относят миксодиатонический (т. е. смешанно-диатонический) род – расширение Д. до 8 ступеней [зап.-европ. церковный звукоряд, включающий звуки си-бекар (♮ durum, букв. – твёрдое b) и си-бемоль (♭ molle, букв. – мягкое b), которые никогда не соседствуют друг с другом и не образуют хроматических интервалов; др.-рус. обиходный звукоряд].
Структура древней (античной, средневековой) Д. была строго квинтовой (в связи с пифагоровым строем). По мере развития аккордово-гармонич. системы Д. структурно реорганизовалась, стала квинто-терцовой (на схеме – соответствует квинте, // – терции):
Квинто-терцовая Д. лежит в основе классич. функциональной мажорно-минорной тональности. В связи с незамкнутостью ряда 6 квинт и, соответственно, возможностью многократной транспозиции возникает огромное модуляционное пространство – база крупных классич. форм (см. Модуляция). В 19–20 вв. получила распространение Д. нар. склада (у Ф. Шопена, Э. Грига, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина), в т. ч. диссонантная диатоника.