Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБИХО́ДНЫЙ ЗВУКОРЯ́Д

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов
2. М. П. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» для фортепиано.
1. Обиходный звукоряд и его согласия.

ОБИХО́ДНЫЙ ЗВУКОРЯ́Д, зву­ко­ряд, ле­жа­щий в ос­но­ве древнерусских церковных распевов (на­зва­ние – от бо­го­слу­жеб­ной книги Оби­ход). Ох­ва­ты­ва­ет 12 сту­пе­ней, под­раз­де­ляе­мых на 4 со­гла­сия (три­хор­да) – про­стое, мрач­ное, свет­лое, трес­вет­лое – с оди­на­ко­вой ин­тер­валь­ной струк­ту­рой (це­лый тон ме­ж­ду зву­ка­ми внут­ри со­гла­сия и по­лу­тон ме­ж­ду со­гла­сия­ми; илл. 1). В крю­ко­вой но­та­ции (см. Крю­ки) зву­ки со­гла­сий О. з. обо­зна­ча­лись с 17 в. при по­мо­щи ки­но­вар­ных т. н. сте­пен­ны́х (шай­ду­ро­вых) по­мет и ту­ше­вых при­знáков. По строе­нию схо­ден с сис­те­мой от­но­си­тель­ной соль­ми­за­ции (табл.). О. з. сло­жил­ся в древнерусской мо­но­дии (см. Зна­мен­ный рас­пев, Де­ме­ст­вен­ный рас­пев), со­хра­нил своё зна­че­ние и в мно­го­го­лос­ных гар­мо­ни­за­ци­ях кон. 17 – 18 вв. По­ми­мо цер­ков­ной, не­ре­док и в русской народной му­зы­ке. Ла­ды с О. з. в ос­но­ве так­же на­зы­ва­ют­ся оби­ход­ны­ми. Вслед­ст­вие квар­то­вой струк­ту­ры О. з. (од­но­функ­цио­наль­ность сту­пе­ней на рас­стоя­нии квар­ты) и при­над­леж­но­сти к мик­со­диа­то­ни­ке (т. н. оби­ход­ное пе­ре­че­нье на рас­стоя­нии ок­та­вы) оби­ход­ные ла­ды не­ок­тав­ны, к ним не­при­ло­жи­мы на­зва­ния ок­тав­ных диа­то­нических ла­дов (ио­ний­ский, до­рий­ский и др.). В тер­ми­нах, пред­ло­жен­ных С. В. Смо­лен­ским, лад с трихор­дом 1 тон + 1 тон (вверх от ко­неч­ного то­на-ус­тоя) на­зы­ва­ет­ся боль­шим, 1 тон + 1/2 то­на – ма­лым, 1/2 то­на + 1 тон – укос­нён­ным. По­доб­но цер­ков­ным ла­дам, мо­даль­ные оби­ход­ные ла­ды (см. в ст. Мо­даль­ность) под­раз­де­ля­ют­ся на ав­тен­ти­че­ские (ус­той вни­зу зву­ко­ря­да или сту­пе­нью вы­ше ниж­не­го то­на зву­ко­ря­да) и пла­галь­ные (2 и бо­лее сту­пе­ней ни­же ус­тоя). Они мо­гут иметь не­пол­ный зву­ко­ряд без оби­ход­но­го пе­ре­че­нья. Как ха­рак­тер­ные мо­да­лизмы вкра­п­ле­ния О. з. встре­ча­ют­ся в контексте мажорно-минорной тональности, напр., в со­чи­не­ни­ях М. П. Му­сорг­ско­го (илл. 2), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, И. Ф. Стра­вин­ско­го и др.

Степенные пометы
Название звука в современной нотацииНазвание звука в системе сольмизации ("соли")СогласиеПометаНазвание пометыСоответствующая помете буква славянского алфавита (кириллицы)
G (соль)утпростоегораздо низко с крыжомглаголь наш с крыжом
А (ля)ренизко с крыжомнаш с крыжом
H (си)мицатацы
с (до)ут
мрачное

или гораздо или гораздо низкоглаголь или глаголь наш
d (ре)ренизконаш
e (ми)мис или точка $(\cdot)$среднеслово
f ( фа)фа
светлое

мрачномыслете
g (соль)сольповышепокой
a (ля)лявысоковеди
b (си-бемоль)фа
тресветлое

мрачно с хохломмыслете с точкой или хохлом
с(до)соль повыше с хохломпокой с точкой или хохлом
d1 (ре)лявысоко с хохломведи с точкой или хохлом

Лит.: Аз­бу­ка зна­мен­но­го пе­ния. Из­ве­ще­ние о со­глас­ней­ших по­ме­тах стар­ца Алек­сан­д­ра Ме­зен­ца / Изд. С. В. Смо­лен­ский. Ка­зань, 1888; Ни­коль­ский А. В. Зву­ко­ря­ды на­род­ной пес­ни // Сбор­ник ра­бот эт­но­гра­фи­че­ской сек­ции. М., 1926. Вып. 1 (Тру­ды Го­су­дар­ст­вен­но­го ин­сти­ту­та му­зы­каль­ной нау­ки); Браж­ни­ков М. Древ­не­рус­ская тео­рия му­зы­ки. Л., 1972; Гу­сей­но­ва З. М. «Из­ве­ще­ние» А. Ме­зен­ца и тео­рия му­зы­ки XVII в. СПб., 1995.

Вернуться к началу