СОЛЬМИЗА́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (итал. solmisazione; от слоговых названий нот соль и ми), способ распева мелодий с помощью условных слогов, соответствующих ступеням звукоряда (гл. обр. диатонического). Обучение С. ставит целью выработать навык верного интонирования мелодических интервалов, вне зависимости от абсолютной высоты звука [символически выраженной в лат. буквенной нотации (a b c и т. д.), в классич. 5-линейной нотации и др.]. В общем случае при вокализации незнакомой мелодии музыкант, владеющий навыком С., считывает записанные ноты как слоги do-re-mi-fa-sol-la-si и сразу же воспроизводит в пении интервалы по ранее усвоенному интонационному шаблону. Тот же метод используется для пропевания знакомой неподтекстованной (напр., инструментальной) мелодии.
Метод С. на основе слогов ut-re-mi-fa-sol-la предложил Гвидо Аретинский в трактате «Послание о незнакомом распеве» (между 1028 и 1033), использовав для этой цели гимн Иоанну Крестителю (стихи приписываются Павлу Диакону, 8 в.). У Гвидо текст гимна распет так, чтобы начальные слоги стихотв. строк попадали на ступени восходящего гексахорда от C («до»). В рукописях со 2-й пол. 11 в. неизвестные учёные музыканты стали прилагать Гвидоновы слоги также к высотам G и F, охватывая тем самым весь певческий звукоряд миксодиатоники (переход из одного гексахорда в другой с 13 в. стали называть мутацией). Практическое обучение С. осуществлялось, в частности, по руке (как правило, левой): на суставы и кончики пальцев по спирали, закрученной против часовой стрелки, наносились надписи-слоги. С 12 в. (впервые у франц. хрониста Сигеберта из Жамблу) этот приём получил назв. manus Guidonis (Гвидонова рука).
Постепенно С. по Гвидонову гексахорду уступила место распеву гептахорда (семиступенного звукоряда), рассматривавшегося как более естественный и логичный аналог звукорядов европ. ладов (см. Церковные лады). Введение слога do вместо ut для I ступени гептахорда приписывается итал. теоретику музыки Дж. Б. Дони (трактат «Новое введение в музыку», на франц. яз., 1640), который ввёл слог, заимствованный из своего имени. VII ступень гептахорда он предлагал называть слогом bi (в том же трактате). Слог si для VII ступени гептахорда предположительно был получен из последнего стиха упомянутого гимна Св. Иоанну (Sancte Iohannes); это нововведение приписывается итал. теоретику Л. Дзаккони (трактат «Музыкальная практика», 1592).
Существовали и др. историч. формы С. Ок. 1550 флам. музыкант Хуберт Вальрант разработал 7-ступенную С. со слогами bo-ce-di-ga-lo-ma-ni. Эту систему (которая ныне именуется «боцедизацией», англ. bocedization) в 17 в. пропагандировали влиятельные нем. учёные Зет Кальвизий (1556–1615) и его ученик Иоганн Липпий (1585–1612).