МУТА́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУТА́ЦИЯ (лат. mutatio – перемена, изменение) (муз.), 1) в системе сольмизации средних веков, Возрождения и барокко переход из одного гексахорда в другой. В теории многоголосной композиции начиная с позднего Средневековья с помощью М. объяснялось хроматич. расширение звуковой системы.
Переход из одного гексахорда в другой необходим, если амбитус (объём) песнопения выходит за пределы одного гексахорда. Суть такого перехода заключается в переосмыслении клависа: вокс одного гексахорда приравнивается к воксу др. гексахорда (клависы – ступени звукоряда, обозначающие их лат. буквы – символы нотации; воксы – модальные функции звукоряда, обозначаются сольмизационными слогами). Напр., клавису a в натуральном гексахорде (с основанием C-ut) соответствует вокс la. Чтобы совершить (в пении) переход к b, необходимо мысленно приравнять la натурального гексахорда к mi мягкого гексахорда (с основанием F-ut), после чего (уже в пределах мягкого гексахорда) сделать ход на полутон mi-fa:
C D E | F G | a | b | |
натуральный гексахорд | ut re mi | fa sol | la | |
мягкий гексахорд (показан частично | ut re | mi | fa | |
место мутации |
Если в песнопении случается выход за пределы стандартной миксодиатоники («истинная музыка» – musica vera), такое расширение звуковой системы получает своё теоретич. объяснение через введение «ложной мутации» (mutatio falsa). Для этого теория предлагает гексахорд с ненормативным основанием (за пределами клависов С, F и G), на котором располагаются обычные воксы. Напр., если совместить вокс ut с клависом D, то слог mi придётся на клавис fis, который отсутствует в нормативной звуковой системе, что приведёт к возникновению «ложной музыки» (musica falsa), или «воображаемой музыки» (musica ficta), – звукоступеней из чужого интервального рода, а именно из хроматики (транспозиционной и/или альтерационной).
Введение М. в муз. практику науч. традиция с 12 в. и до начала Нового времени связывала с Гвидо Аретинским, хотя ни в одном из его трактатов нет ни понятия М., ни термина «mutatio». В его «Послании о незнакомом песнопении» воксы приложены только к клависам от C до A; подразумевается, что учёный экстраполировал воксы и на др. клависы описываемого им более чем 2-октавного звукоряда. Анонимные инструктивные нотные рукописи, в которых иллюстрируются гексахорды от разных высот (т. е. подразумеваются неизбежные М.), встречаются со 2-й пол. 11 в. Теоретич. осмысление М. произошло не ранее 13 в. и было связано с распространившимися в то время мн. учебными пособиями по контрапункту. Развитое учение о М. (без упоминания имени Гвидо) представляет, напр., «Трактат о музыке» Иеронима Моравского. Первое упоминание «ложной мутации» в «Трактате о музыке» Магистра Ламберта (ок. 1270) связано с необходимостью «усовершенствовать» (perficere) тритон, возникающий в многоголосной музыке между h и f (вверх) и между b и e (вниз). Превратить тритон в квинту или кварту можно только с помощью ложной музыки, если вообразить себе гексахорд помимо трёх, установленных «гвидоновой» традицией. Правило запрета тритона в контрапункте 14–16 вв. получило оригинальное обозначение: mi contra fa. По др. документальным свидетельствам, mi contra fa означало запрет большого полутона (апотома в пифагоровом строе, b-h в нетранспонированной диатонике). Трактаты 14–15 вв., описывающие сольмизацию, обычно включают главу о мутации.
В многоголосной музыке Возрождения и барокко смена высотного положения базовых звукорядов (путём внутренней транспозиции и секвенций), известная в модальных ладах как метабола, приобрела системный характер. Вместе с тем в ходе становления тональности перемена высотного положения звукоряда влекла за собой сдвиг на др. высоту всего комплекса тонально-функциональных отношений, известный в теории музыки под назв. модуляции. Эту важную перемену в модальной и старинной тональной (прототональной) музыке наука вплоть до Ж. Ф. Рамо продолжала объяснять с помощью гексахордовой М., которая создавалась Гвидо Аретинским и его ближайшими последователями не для многоголосной гармонии, а для разучивания песнопений монодич. склада (гл. обр. григорианского хорала).
2) Ломка голоса у подростков.
3) Предусмотренная замена инструмента в процессе муз. исполнения, напр. гобоя на английский рожок. В нотах обозначается: muta in… (итал. «замена на…»).