Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОДУЛЯ́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 595-596

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов, С. Н. Лебедев

МОДУЛЯ́ЦИЯ (лат. modulatio – со­раз­мер­ность, от modulor – ме­рить, со­раз­ме­рять; вос­хо­дит к сло­ву modus – ме­ра, спо­соб, об­раз, вид, пра­ви­ло, так­же ла­до­вый зву­ко­ряд), 1) в лат. ан­тич­но­сти (Цен­зо­рин, Ав­гу­стин, Бо­эций, Кас­сио­дор), Сред­не­ве­ко­вье (на­чи­ная с трак­та­тов «Ка­ро­линг­ско­го воз­ро­ж­де­ния») и в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – си­но­ним ме­ло­дии как раз­ме­рен­но­го (оп­ре­де­ляе­мо­го в чис­лах-вы­со­тах), «лад­но­го» дви­же­ния (от­сю­да ори­ги­наль­ное сло­во­со­че­та­ние «harmo­nica modula­tio»). В тер­ми­но­ло­гич. сис­те­ме, свя­зан­ной с по­ни­ма­ни­ем му­зы­ки как ма­те­ма­тич. дис­ци­п­ли­ны, са­ма му­зы­ка оп­ре­де­ля­лась че­рез М. как «нау­ка [или тех­ни­ка] хо­ро­шей [пра­виль­ной] мо­ду­ля­ции» – musica est scientia [vel ars] bene modulandi.

1. Модулирующая секвенция. Л. ван Бетховен. Соната C-dur для фп. op. 53. I часть.
2. Энгармоническая модуляция. В. А. Моцарт. Реквием. Confutatis.

2) В клас­сич. уче­нии о гар­мо­нии М. – сме­на то­наль­но­сти, пе­ре­ход из од­ной то­наль­но­сти ма­жо­ра или ми­но­ра в дру­гую, ма­жор­ную или ми­нор­ную. Фор­мы ев­роп. му­зы­ки (с 17 в.) мо­гут быть как од­но­то­наль­ны­ми, так и раз­но­то­наль­ны­ми. В клас­сич. то­наль­ной сис­те­ме гар­мо­ни­че­ски род­ст­вен­ные то­наль­но­сти име­ют об­щие зву­ки и ак­кор­ды (см. Квин­то­вый круг, Род­ст­во то­наль­но­стей). Ак­корд, не­ус­той­чи­вый в од­ной то­наль­но­сти (напр., до­ми­нан­то­вое тре­зву­чие «соль-си-ре» в C-dur), в др. то­наль­но­сти мо­жет быть ус­то­ем – то­ни­кой (то же са­мое тре­зву­чие в G-dur), что соз­да­ёт ос­но­ву М.-пе­ре­хо­да (см. в статье Функ­ций теория). В М., как пра­ви­ло, при­сут­ству­ют три мо­мен­та: а) об­щий ак­корд, ко­то­рый функ­цио­наль­но пе­ре­клю­ча­ет­ся (напр., T преж­ней то­наль­но­сти ста­но­вит­ся S в но­вой); б) мо­ду­ли­рую­щий ак­корд, обыч­но D к но­вой T; в) его ка­ден­ци­он­ное раз­ре­ше­ние в но­вую то­ни­ку. М. в от­да­лён­ные то­наль­но­сти, не имею­щие об­щих тре­зву­чий, про­из­во­дит­ся че­рез по­сред­ст­вую­щие то­ни­ки род­ст­вен­ных то­наль­но­стей, вы­страи­ва­ни­ем це­пи до­ми­нан­тсеп­так­кор­дов и т. п. По тех­ни­ке вы­пол­не­ния М. де­лят­ся на 2 клас­са: М. без эн­гар­мо­низ­ма (при­мер 1) и эн­гар­мо­ни­че­ские (при­мер 2). М. без про­цес­са пе­ре­хо­да на­зы­ва­ют­ся со­по­став­ле­ни­ем (в пье­се «Де­кабрь. Свят­ки» из «Вре­мён го­да» П. И. Чай­ков­ско­го то­наль­ность E-dur в на­ча­ле трио со­пос­тав­ля­ет­ся с As-dur пре­ды­ду­щей час­ти).

3. Л. ван Бетховен. 1-я симфония, IV часть (схема тонального движения).

М. сло­жи­лась в му­зы­ке Но­во­го вре­ме­ни как про­цесс рас­кры­тия фор­мо­об­ра­зую­щих воз­мож­но­стей то­наль­но­го ла­да пу­тём об­хо­да его ка­ден­ций (в 1-м зна­че­нии). У вен­ских клас­си­ков сло­жи­лась строй­ная сис­те­ма ге­не­раль­ной М., ох­ваты­ваю­щей всё про­из­ве­де­ние. Она яв­ляет­ся фун­да­мен­том клас­сич. круп­ных форм – со­нат­ной, рон­до; её час­ти – раз­но­ка­че­ст­вен­ные меж­тем­ная, или боль­шая, М. (то­наль­ный план свя­зую­щей пар­тии, раз­ра­бот­ки; на схе­ме – $➔$) и внут­ри­тем­ная, или ма­лая, М. (при из­ло­же­нии те­мы).

В му­зы­ке 20–21 вв. клас­сич. ка­те­го­рия М. как пе­ре­ме­ны то­наль­но­сти со­хра­ня­ет своё зна­че­ние в той ме­ре, в ко­то­рой ком­по­зи­то­ры при­дер­жи­ва­ют­ся то­наль­но­го мыш­ле­ния и ис­поль­зу­ют муз. фор­мы клас­сич. ти­па (у Б. Бар­то­ка, С. С. Про­кофь­е­ва, П. Хин­де­ми­та, Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча).

По­ня­тие М. со вре­ме­нем ме­ня­лось. По И. Г. Валь­те­ру (1732), М. – «сле­до­ва­ние до­б­рым пра­ви­лам ла­да», под­раз­де­ляю­щее­ся на «то­ни­че­ское» (без вы­хо­да за пре­де­лы диа­то­нич. гам­мы) и «ук­ло­няю­щее­ся» (с от­кло­не­ния­ми, ка­ден­ция­ми в др. то­наль­но­стях). А. Мал­колм (1721) под «М.» по­ни­мал вся­кое сме­ще­ние то­ни­ки, что со­от­вет­ст­вует как М. (в совр. по­ни­ма­нии), так и от­кло­не­нию. В Гер­ма­нии «от­кло­не­ние» (Ausweichung) и «М.» (Modulation) упот­реб­ля­лись тер­ми­но­ло­ги­че­ски не­раз­ли­чи­мо до сер. 19 в. Ны­не упот­ре­би­тель­ная тер­ми­но­ло­гия за­кре­пи­лась в ра­бо­тах Х. Ри­ма­на. См. так­же Ме­та­бо­ла, Се­к­вен­ция, Транс­по­зи­ция.

Лит.: Malcolm A. A treatise of music. Edinburgh, 1721. L., 2008; Ри­ман Г. Сис­те­ма­ти­че­ское уче­ние о мо­ду­ля­ции, как ос­но­ва уче­ния о му­зы­каль­ных фор­мах. М.; Лейп­циг, 1898; Хо­ло­пов Ю. Н. По­ня­тие мо­ду­ля­ции в свя­зи с про­бле­мой со­от­но­ше­ния мо­ду­ля­ции и фор­мо­об­ра­зо­ва­ния у Бет­хо­ве­на // Бет­хо­вен. М., 1971. Вып. 1; он же. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003; Дво­ски­на Е. М. От modu­latio к мо­ду­ля­ции: В по­ис­ках об­ще­го зна­ме­на­те­ля // Му­зы­каль­ная ака­де­мия. 2004. № 3; Ре­гер М. К уче­нию о мо­ду­ля­ции. СПб., 2009; Рим­ский-Кор­са­ков H. A. Прак­ти­че­ский учеб­ник гар­мо­нии. 21-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу