МОДУЛЯ́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОДУЛЯ́ЦИЯ (лат. modulatio – соразмерность, от modulor – мерить, соразмерять; восходит к слову modus – мера, способ, образ, вид, правило, также ладовый звукоряд), 1) в лат. античности (Цензорин, Августин, Боэций, Кассиодор), Средневековье (начиная с трактатов «Каролингского возрождения») и в эпоху Возрождения – синоним мелодии как размеренного (определяемого в числах-высотах), «ладного» движения (отсюда оригинальное словосочетание «harmonica modulatio»). В терминологич. системе, связанной с пониманием музыки как математич. дисциплины, сама музыка определялась через М. как «наука [или техника] хорошей [правильной] модуляции» – musica est scientia [vel ars] bene modulandi.
2) В классич. учении о гармонии М. – смена тональности, переход из одной тональности мажора или минора в другую, мажорную или минорную. Формы европ. музыки (с 17 в.) могут быть как однотональными, так и разнотональными. В классич. тональной системе гармонически родственные тональности имеют общие звуки и аккорды (см. Квинтовый круг, Родство тональностей). Аккорд, неустойчивый в одной тональности (напр., доминантовое трезвучие «соль-си-ре» в C-dur), в др. тональности может быть устоем – тоникой (то же самое трезвучие в G-dur), что создаёт основу М.-перехода (см. в статье Функций теория). В М., как правило, присутствуют три момента: а) общий аккорд, который функционально переключается (напр., T прежней тональности становится S в новой); б) модулирующий аккорд, обычно D к новой T; в) его каденционное разрешение в новую тонику. М. в отдалённые тональности, не имеющие общих трезвучий, производится через посредствующие тоники родственных тональностей, выстраиванием цепи доминантсептаккордов и т. п. По технике выполнения М. делятся на 2 класса: М. без энгармонизма (пример 1) и энгармонические (пример 2). М. без процесса перехода называются сопоставлением (в пьесе «Декабрь. Святки» из «Времён года» П. И. Чайковского тональность E-dur в начале трио сопоставляется с As-dur предыдущей части).
М. сложилась в музыке Нового времени как процесс раскрытия формообразующих возможностей тонального лада путём обхода его каденций (в 1-м значении). У венских классиков сложилась стройная система генеральной М., охватывающей всё произведение. Она является фундаментом классич. крупных форм – сонатной, рондо; её части – разнокачественные межтемная, или большая, М. (тональный план связующей партии, разработки; на схеме – $➔$) и внутритемная, или малая, М. (при изложении темы).
В музыке 20–21 вв. классич. категория М. как перемены тональности сохраняет своё значение в той мере, в которой композиторы придерживаются тонального мышления и используют муз. формы классич. типа (у Б. Бартока, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича).
Понятие М. со временем менялось. По И. Г. Вальтеру (1732), М. – «следование добрым правилам лада», подразделяющееся на «тоническое» (без выхода за пределы диатонич. гаммы) и «уклоняющееся» (с отклонениями, каденциями в др. тональностях). А. Малколм (1721) под «М.» понимал всякое смещение тоники, что соответствует как М. (в совр. понимании), так и отклонению. В Германии «отклонение» (Ausweichung) и «М.» (Modulation) употреблялись терминологически неразличимо до сер. 19 в. Ныне употребительная терминология закрепилась в работах Х. Римана. См. также Метабола, Секвенция, Транспозиция.