Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУ́НКЦИЙ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 658

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФУ́НКЦИЙ ТЕО́РИЯ, функ­цио­наль­ная тео­рия (нем. Funktionstheorie), в тео­рии му­зы­ки – уче­ние о спе­ци­фич. зна­че­ни­ях ак­кор­дов в клас­си­ко-ро­ман­тич. то­наль­но­сти. Вне­дре­на и раз­ра­бо­та­на Х. Ри­ма­ном (впер­вые – в его кн. «Уп­ро­щён­ная гар­мо­ния», 1893), опи­рав­шим­ся на идеи Ж. Ф. Ра­мо и тео­рию «гар­мо­ни­че­ско­го дуа­лиз­ма» А. фон Эт­тин­ге­на (1866). Со­глас­но Ри­ма­ну, функ­ция – это гар­мо­ниче­ское зна­че­ние ак­кор­да в пре­де­лах од­ной то­наль­но­сти. Т. о., функ­ция в по­ни­ма­нии Ри­ма­на – то же са­мое, что функ­ция в клас­си­ко-ро­ман­тич. то­наль­но­сти, или то­наль­ная функ­ция. Сре­ди мно­же­ст­ва вхо­дя­щих в то­наль­ность гар­мо­ний (ак­кор­дов) вы­де­ля­ют­ся «три стол­па ло­ги­ко-гар­мо­ни­че­ской струк­ту­ры [drei Hauptsäulen des harmonisch-logischen Aufbaues] – cтолп соб­ст­вен­но то­ни­ки и обе­их [верх­ней и ниж­ней] её до­ми­нант». То­ни­ка (T), суб­до­ми­нан­та (S) и до­ми­нан­та (D) – «един­ст­вен­но су­ще­ст­вен­ные гар­мо­нии», к ним мо­жет быть све­де­на вся­кая то­наль­ная му­зы­ка, как бы слож­ны и за­пу­тан­ны ни бы­ли гар­мони­че­ские от­но­ше­ния. Ф. т. по­лу­чи­ла мощ­ное раз­ви­тие во всём ми­ре, осо­бен­но в Гер­ма­нии – в тру­дах Г. Граб­не­ра (1923, 1944), В. Ма­ле­ра (1931) и его уче­ни­ка Д. де ла Мот­та (1981). В Рос­сии Ф. т. Ри­ма­на су­ще­ст­вен­но до­пол­ни­ли Ю. Н. Тю­лин и Ю. Н. Хо­ло­пов.

Уче­ние о гар­мо­нии Ю. Н. Хо­ло­по­ва ус­та­нав­ли­ва­ет бо­лее об­щее, уни­вер­саль­ное по­ни­ма­ние функ­ции как сис­тем­но­го зна­че­ния зву­ков и со­зву­чий не толь­ко в ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти, но и во вся­кой зву­ко­вы­сот­ной сис­те­ме. По ме­ре её эво­лю­ции во 2-й пол. 19–20 вв. всё бо­лее об­на­ру­жи­ва­ет­ся му­зыкаль­но-ло­ги­че­ская сущ­ность по­ня­тия функ­ции, оно ре­ле­вант­но и в но­вых (не­клас­си­че­ских) фор­мах то­наль­но­сти 20 в. (напр., в му­зы­ке Б. Бар­то­ка и С. С. Про­кофь­е­ва). По­ня­тие функ­ции рав­ным об­ра­зом при­ме­ни­мо и к му­зы­ке «до­клас­си­че­ских» эпох (греч. ан­тич­но­сти, Сред­не­ве­ко­вья, Воз­ро­ж­де­ния), в т. ч. к мо­даль­ной му­зы­ке (мо­даль­ные функ­ции) и во­об­ще к лю­бой му­зы­ке, в от­но­ше­нии ко­то­рой мож­но го­во­рить о ла­де (ла­до­вые функ­ции). В та­кой трак­тов­ке ри­ма­нов­ская Ф. т. обоб­ща­ет­ся Хо­ло­по­вым как «ча­ст­ный и осо­бый слу­чай» тео­рии гар­мо­ни­че­ских функ­ций.

Лит.: Oettingen A. von. Harmoniesystem in dualer Entwickelung. Dorpat; Lpz., 1866; Riemann H. Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde. L.; N. Y., 1893 (рус. пер. Ю. Д. Эн­ге­ля: Ри­ман Г. Уп­ро­щен­ная гар­мо­ния, или Уче­ние о то­наль­ных функ­ци­ях ак­кор­дов. М.; Лейп­циг, 1901). 2. Aufl. L.; Lpz., 1903; Harrison D. Harmonic function in chromatic music. Chi.; L., 1994; Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния. Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003; Motte D. de la. Harmonielehre. 17. Aufl. Kassel, 2014.

Вернуться к началу