ФУ́НКЦИЙ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУ́НКЦИЙ ТЕО́РИЯ, функциональная теория (нем. Funktionstheorie), в теории музыки – учение о специфич. значениях аккордов в классико-романтич. тональности. Внедрена и разработана Х. Риманом (впервые – в его кн. «Упрощённая гармония», 1893), опиравшимся на идеи Ж. Ф. Рамо и теорию «гармонического дуализма» А. фон Эттингена (1866). Согласно Риману, функция – это гармоническое значение аккорда в пределах одной тональности. Т. о., функция в понимании Римана – то же самое, что функция в классико-романтич. тональности, или тональная функция. Среди множества входящих в тональность гармоний (аккордов) выделяются «три столпа логико-гармонической структуры [drei Hauptsäulen des harmonisch-logischen Aufbaues] – cтолп собственно тоники и обеих [верхней и нижней] её доминант». Тоника (T), субдоминанта (S) и доминанта (D) – «единственно существенные гармонии», к ним может быть сведена всякая тональная музыка, как бы сложны и запутанны ни были гармонические отношения. Ф. т. получила мощное развитие во всём мире, особенно в Германии – в трудах Г. Грабнера (1923, 1944), В. Малера (1931) и его ученика Д. де ла Мотта (1981). В России Ф. т. Римана существенно дополнили Ю. Н. Тюлин и Ю. Н. Холопов.
Учение о гармонии Ю. Н. Холопова устанавливает более общее, универсальное понимание функции как системного значения звуков и созвучий не только в мажорно-минорной тональности, но и во всякой звуковысотной системе. По мере её эволюции во 2-й пол. 19–20 вв. всё более обнаруживается музыкально-логическая сущность понятия функции, оно релевантно и в новых (неклассических) формах тональности 20 в. (напр., в музыке Б. Бартока и С. С. Прокофьева). Понятие функции равным образом применимо и к музыке «доклассических» эпох (греч. античности, Средневековья, Возрождения), в т. ч. к модальной музыке (модальные функции) и вообще к любой музыке, в отношении которой можно говорить о ладе (ладовые функции). В такой трактовке римановская Ф. т. обобщается Холоповым как «частный и особый случай» теории гармонических функций.