Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУБДОМИНА́НТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 358-359

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов

СУБДОМИНА́НТА (от суб... и до­ми­нан­та), один из глав­ных не­ус­то­ев то­наль­но­сти в ев­роп. му­зы­ке. Пер­во­на­чаль­но – на­зва­ние чет­вёр­той сту­пе­ни гам­мы; в тео­рии гар­мо­нии под С. ста­ли по­ни­мать функ­цию ак­кор­да, осн. тон ко­то­ро­го ле­жит квин­той ни­же то­ни­ки (про­ти­во­по­лож­но до­ми­нан­те, обо­зна­ча­ет­ся S; см. Функ­ции то­наль­ные). В от­ли­чие от до­ми­нан­ты, тя­го­те­ние С. в то­ни­ку (Т) но­сит спе­ци­фич. смяг­чён­ный ха­рак­тер (ос­нов­ной тон Т со­дер­жит­ся в кон­со­нант­ном яд­ре S). В гар­мо­ни­че­ском обо­ро­те Т–S ос­нов­ные то­ны ак­кор­дов со­от­но­сят­ся так же, как в ав­тен­ти­че­ской ка­ден­ции D–T, что мо­жет ко­ле­бать ус­той­чи­вость Т (С. мо­жет взять на се­бя роль ме­ст­ной T). Обо­ро­том S–D сни­ма­ет­ся воз­мож­ная сме­на Т, а про­ти­во­ре­чие S и D по­ро­ж­да­ет ин­тен­сив­ное тя­го­те­ние к объ­е­ди­няю­щей их функ­ции Т.

Вернуться к началу