Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАДЕ́НЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
1. Полные (А), половинные (Б) и прерванные (В) каденции в тональности до-мажор (C-dur).

КАДЕ́НЦИЯ (от лат. cadens  падающий, оканчивающийся; род. п. cadentis), 1) в тональной музыке  типизированный гармонический оборот, завершающий любое построение. Типизированный завершающий гармонический или мелодический оборот в старинной европейской модальной и прототональной музыке называется также клаузулой (лат. clausula – заключение). Каденция в классико-романтической тональной музыке называется также кадансом (франц. cadence). Количество элементов каденции в теории и практике композиции не нормировано; ключевыми являются последние два элемента  созвучия  или звука. Термины для обозначения ключевых элементов каденции в современной элементарной теории музыки отсутствуют; в теоретических трактатах 16–18 вв. последний звук (и связанное с ним созвучие) стандартно называется ультимой (лат. ultima [nota, vox]  последняя [нота]), предпоследний  пенультимой (лат. penultima  предпоследняя); реже выделяется третий от конца звук  антепенультима (лат. antepenultima  находящаяся перед предпоследней).

2. Фригийская каденция. А. Корелли. Кончерто гроссо ор. 6 № 3. Grave.

Переход от предпоследнего созвучия (пенультимы) каденции к последнему (ультиме) в психологии музыкального восприятия интерпретируется как переход от ладового неустоя к устою (см. Устой и неустой), падение диссонантного напряжения (см. Консонанс и диссонанс), окончание гармонического движения и т. п. Отсюда типичная ритмическая диспозиция ключевых элементов каденции: ультима ставится в положение «метрического устоя» (в системе тактовой ритмики располагается на сильной доле такта, в мензуральной ритмике  в начале модуса (1), темпуса, пролации,  пенультима  «метрического неустоя» [соответственно, на слабой доле такта, внутри названных отделов мензуры (1)].

3. Монодические каденции. Гильом де Машо. «Ле утешения».

Одна из базовых категорий гармониикаденция теснейшим образом связана с музыкальной формой. В старинной европейской текстомузыкальной форме каденции получают названия в зависимости от соответствующих разделов текстовой (поэтической или прозаической, в т. ч. молитвословной) формы. Различаются генеральная, строфная, полустрофная, строчная и внутристрочная каденции. Степень «тяжести» (иерархической значимости) каденции зависит от значимости раздела текстовой формы, к которому данная каденция относится; наиболее значимы ультимы генеральной и строфной каденции, наименее  внутристрочных. В автономной музыке каденции следуют специфике музыкальной формы; в типичном случае они маркируют разделы формы-конструкции, их иерархическая «тяжесть» зависит от соотношения разделов целого (срединные, заключительные и дополнительные каденции).

4. Готическая каденция 14–15 вв.

Иногда логику гармонического развёртывания композитор намеренно приводит в противоречие с логикой формы-структуры. В типичном случае для организации микроконфликта гармонии и формы ультима каденция располагается не в конце ожидаемого построения, а в начале следующего. Этот композиционный приём известен с 14 в. (см., например, рондó Гильома де Машо «Puis qu'en oubli»). Теория музыки 16–17 вв. называла такого рода каденцию «ускользающей» (итал. cadenza fuggita / sfuggita); в музыке того же времени ускользающие каденции часто и эффектно применял К. Джезуальдо. В учениях о гармонии кон. 19  20 вв., ориентированных на гармоническую тональность, такие каденции были названы «вторгающимися».

В модальной многоголосной музыке расположение каденции в форме именуется каденционным планом (нем. Kadenzplan), логика которого (по принципу модальности) заключается в «обходе ступеней» звукоряда (нем. Stufengang). В классико-романтической и барочной тональной музыке по ультимам каденции судят о тональном плане. Каденционный план и тональный план показывают опоры лада в динамике, то есть схему развёртывания лада на (макро)уровне целостной музыкальной формы.

В классико-романтической тональности наиболее устойчивы полные каденции  с окончанием на тонике (T); они могут быть совершенными [T в мелодическом положении примы, в тяжёлом такте, после доминанты (D) или субдоминанты (S), в основном виде, а не в обращении] и несовершенными (если хотя бы одно из этих условий не соблюдается). На гранях построений возможны также половинные каденции (с окончанием на D, редко на S) и прерванные (избегание ожидаемой остановки на T).

По функциональному составу (см. Функций теория) различают каденции автентические (D-T) и плагальные (S-T). От автентической и плагальной каденции следует отличать автентический и плагальный аккордовые обороты (последовательности), которые в изобилии встречаются в музыке эпохи Возрождения, особенно в светских многоголосных песнях (фроттола, вилланелла, баллетто, шансон), но также и в изысканных жанрах (мотет, мадригал, многоголосная месса), задолго до того как сформировалось представление о тональных функциях классической гармонии.

Гармоническому типу каденции исторически предшествовали монодические каденции: в псалмовых тонах григорианского хорала  медиация (лат. mediatio – посредие) и терминация (лат. terminatio  заключение). В светской музыке Позднего Средневековья (балладах, баллатах, рондó, виреле и др.)  открытая (франц. ouvert, итал. aperto) и закрытая (франц. clos, итал. chiuso). В многоголосной музыке Позднего Средневековья и Возрождения (до 17 в.) применялись модально-гармонические каденции [см. Модальность (в музыке); илл. 1 к статье Гармония], из них наиболее характерная и узнаваемая  готическая каденция (термин М. А. Сапонова). Особый вид заключительной каденции в музыке 17–18 вв.  фригийская каденция, происхождение которой традиционно связывают со средневековыми третьим и четвёртым тонами (см. в статье Церковные лады).

В музыке 20–21 вв., не опирающейся на гармоническую тональность (см. Атональность), общепризнанной типологии каденций не существует, и само их существование составляет предмет научной полемики. Ю. Н. Холопов полагал, что в ряде случаев можно говорить о «смысловом эффекте» каденции, который достигается средствами «новой гармонии».

Латинское слово «cadentia» в музыкально-теоретическом контексте встречается у Якоба Льежского (14 в.); этим термином он обозначал «естественное стремление [inclinatio] несовершенного созвучия к совершенному», то есть элементарную (двухчленную) сонантную ячейку «диссонанс-консонанс» (несовершенный консонанс – совершенный консонанс) безотносительно к её положению в музыкальной форме. В значении, близком современному, термин впервые зафиксирован у итальянского теоретика Флоренция де Факсолиса («Liber musices», 1496). Самая ранняя детальная классификация каденций, со множеством нотных примеров из полифонической музыки, принадлежит Н. Вичентино (1555). Автор самой авторитетной классификации  Дж. Царлино («Основы гармоники», 1558). Классификация, принятая в системе классико-романтической тональности, восходит к Ж. Ф. Рамо (1737), который называл каденцией любой переход от D к T (франц. cadence parfaite, «совершенная каденция») или от S к T (франц. cadence imparfaite – «несовершенная каденция» или cadence irréguliere – «нерегулярная каденция») вне какой-либо связи с поэтическим текстом или разделами музыкальной формы.

2) Итал. cadenza. Виртуозное соло в некоторых вокальных и инструментальных жанрах (ария, концерт). В эпоху барокко каденции импровизировались исполнителями, с конца 18 в. записывались самими композиторами (начиная с инструментальных концертов В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена). Новые каденции к классическим концертам сочинялись и в дальнейшем, например каденции Бетховена, И. Н. Гуммеля, Ш. Гуно, И. Брамса, К. Штокхаузена и др.  к концертам Моцарта. Известные авторы каденций к скрипичным концертам  Л. С. Ауэр, Ф. Крейслер, к клавирным  К. Шуман, В. Кемпф, Чик Кориа. Вокальную каденцию к мотету Моцарта «Exsultate, jubilate» написал Р. Штраус (1919). Импровизируемые каденции характерны для музыкантов, выступающих в русле аутентичного исполнительства, и для исполнителей джаза (в их числе – саксофонисты Дж. Колтрейн и Сонни Роллинз).

Лит.: Casella A. L’Evoluzione della musica a traverso la storia della cadenza perfetta. L., 1924; Риман Г. Систематическое учение о модуляции… М., 1929; Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. М., 1972; Whitmore P. Unpremeditated art: the cadenza in the classical keyboard concerto. Oxf.; N. Y., 1991; Eberlein R. Kadenzwahrnehmung und Kadenzgeschichte: ein Beitrag zu einer Grammatik der Musik. Fr./M.; N. Y., 1992; Лебедев С. Н. Прототональность в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения // Ad musicum. М., 2008.

  • КАДЕ́НЦИЯ 1) гармонич. или мелодич. оборот, завершающий муз. построение; 2) вир­ту­оз­ное со­ло в во­каль­ной пье­се (арии) или ин­ст­ру­мен­таль­ном кон­цер­те (2008)
Вернуться к началу