Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛЛЕ́ТТО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 715

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

БАЛЛЕ́ТТО (итал. balletto, от ballo – тан­це­вать; си­но­ни­мы: bal, ballo, balet­to), тер­мин 15–17 вв. (пре­им. в Ита­лии), имев­ший не­сколь­ко зна­че­ний. 1) По­следо­ва­ние при­двор­ных тан­цев (обыч­но от­кры­ва­лось ин­тра­дой) ли­бо ком­по­зи­ция из не­сколь­ких крат­ких раз­де­лов в разл. тан­це­валь­ных рит­мах. Так­же не­боль­шое муз.-хо­рео­гра­фич. пред­став­ле­ние с пе­ни­ем (напр., у К. Мон­те­вер­ди). 2) Ин­ст­ру­мен­таль­ная пье­са тан­це­валь­но­го ха­рак­те­ра (без жан­ро­вой кон­кре­ти­за­ции): во 2-й пол. 16 в. для лют­ни, в 17 в. для ан­самб­ля, ре­же для кла­ви­ра (напр., у Дж. Фре­ско­баль­ди). Бы­това­ла как отд. про­из­ве­де­ние, как 1-я ч. сюи­ты (в ду­хе ал­ле­ман­ды), а так­же в па­ре с др. тан­ца­ми (ча­ще с ку­ран­той; назв. «Б.» не­ред­ко от­но­си­лось и к со­вокуп­но­сти обо­их тан­цев). 3) Од­но из на­зва­ний ка­мер­ной со­на­ты. 4) Во­каль­ная ан­самб­ле­вая пье­са тан­це­валь­но­го ха­рак­те­ра. Впер­вые встре­ча­ет­ся в сб-ке со­чине­ний Дж. Гас­толь­ди (1591). Ис­поль­зо­ва­лась в мад­ри­галь­ных ко­ме­ди­ях А. Бан­кь­е­ри, О. Век­ки, в твор­че­ст­ве не­ко­то­рых нем. и англ. ком­по­зи­то­ров ру­бе­жа 16–17 вв. (Х. Л. Хас­лер, Т. Мор­ли и др.).

Лит.: Hudson R. The allemande, the balletto, and the tanz: In 2 vol. Camb., 1986.

Вернуться к началу