ЦАРЛИ́НО ДЖОЗЕФФО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦАРЛИ́НО (Zarlino) Джозеффо (31.1.1517, Кьоджа, близ Венеции – 4.2.1590, Венеция), итальянский теоретик музыки, педагог и композитор. Свободным искусствам обучался в Кьодже у францисканцев (грамматике у Дж. Э. Санезе, арифметике и геометрии у Дж. Атанаджи, музыке у Ф. М. Дельфико). Певчий (1536), затем органист (1539–40) в кафедральном соборе Кьоджи. После рукоположения (1540) музыкальный руководитель школы Св. Франциска там же. С 1541 в Венеции, учился у А. Вилларта. С 1565 капельмейстер и органист Святого Марка собора. Среди учеников: В. Галилеи, Дж. Дирута, Дж. Артузи, Дж. Кроче.
Теоретические труды писал по-итальянски. Главный трактат – «Le istitutioni harmoniche» («Основы гармоники», устаревший перевод — «Гармонические установления») в 4 книгах (1558, 2-я ред. – 1573). Историческое достижение Ц. – обоснование большого и малого трезвучий, построенное на пифагорейской концепции «звучащего числа» (итал. numero sonoro; при этом греческие источники Ц. знал слабо, так как не читал по-гречески). Обоснование для малого трезвучия Ц. нашёл, поделив квинту арифметическим средним (6:5:4, например, c-es-g), для большого – гармоническим средним (15:12:10, например, c-e-g). Такое обоснование (при всей его спекулятивности) регистрирует окончательное признание интервалики чистого строя в качестве звуковой материи многоголосной музыки (для игры в этом строе Ц. придумал дизайн хроматического клавесина с 19 клавишами в октаве). Этические характеристики трезвучий Ц. [«Если большая терция находится в нижней части квинты, то гармония делается весёлой (allegra), а если она находится сверху, то гармония становится печальной (mesta)» («Основы гармоники», III.31)] легли в основу многих позднейших художественных и бытовых интерпретаций мажора и минора. В учении о ладе Ц. в целом держался теории монодических церковных ладов, для которых установил 12 различных октавных звукорядов. При этом, ориентируясь на современную ему музыку, он признавал, что в основе одних ладов лежит малая терция, других ладов – большая; кроме того, он изменил старый порядок ладов, установив в качестве «первого лада» (primo modo) звукоряд от C (до). (В отличие от Г. Глареана, Ц. не использовал греческие названия ладов, производные от этнонимов.) В учении о музыкальной композиции особое внимание уделял контрапункту: дал его развёрнутое определение (там же, III.1) и разработал свод правил строгого стиля (включая систематику каденций и запрет параллельных квинт и октав). Теория музыки Ц. оказала влияние на всю западноевропейскую музыкальную науку и дидактику.
4–6-голосные мотеты и 5-голосные мадригалы Ц. написал в консервативной имитационно-полифонической технике, с ограниченным использованием хроматики и приёмов риторики музыкальной.