РИТО́РИКА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИТО́РИКА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ, система муз. приёмов, опирающаяся на риторику. Распространена в 17 – 1-й пол. 18 вв. в странах Европы, теоретически осмыслена в трактатах К. Бернхарда, И. Бурмейстера, И. Г. Вальтера, А. Кирхера, И. Маттезона, И. А. Шейбе и др. нем. учёных. Связана с характерным для эпохи барокко взглядом на музыку как подобие ораторской речи. Музыканты стремились изображать и возбуждать в слушателях определённые аффекты (см. Аффектов теория).
Категории риторики, касающиеся разработки ораторской речи, переносились на Р. м. Наиболее развитой частью Р. м. было decoratio (лат. «украшение»), основу которого составляли муз.-риторич. фигуры (лат. figurae) – мелодические, гармонические, ритмические и др. обороты, многие из которых использовались ещё в 16 в. (особенно в творчестве итал. мадригалистов). В вокальной музыке яркие мелодические обороты усиливали смысл слов и со временем приобрели устойчивые значения. Фигуры изобразит. характера иллюстрировали понятия, обозначенные в их названиях: anabasis («восхождение»), catabasis («нисхождение»), circulatio («кружение») и др. Некоторые фигуры, имеющие в своём составе подчёркнутые интервальные ходы, передавали восклицание (exclamatio) либо вопрос (interrogatio), становились символом общего характера музыки (напр., трагического при использовании хроматически нисходящего хода от I к V ступени в басу – passus duriusculus в арии Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла). В муз. трактатах зафиксировано св. 80 разл. фигур. При этом приложение к музыке категорий риторики и фигур не имело универсального значения.
В сер. 18 в. Р. м. как теоретич. система стала устаревать, однако выработанные в ней приёмы фрагментарно использовались и позднее.