Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИТО́РИКА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 545

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РИТО́РИКА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ, сис­те­ма муз. приё­мов, опи­раю­щая­ся на ри­то­ри­ку. Рас­про­стра­не­на в 17 – 1-й пол. 18 вв. в стра­нах Ев­ро­пы, тео­ре­ти­че­ски ос­мыс­ле­на в трак­та­тах К. Берн­хар­да, И. Бур­мей­сте­ра, И. Г. Валь­те­ра, А. Кирхе­ра, И. Мат­те­зо­на, И. А. Шей­бе и др. нем. учё­ных. Свя­за­на с ха­рак­тер­ным для эпо­хи ба­рок­ко взгля­дом на му­зы­ку как по­до­бие ора­тор­ской ре­чи. Му­зы­кан­ты стре­ми­лись изо­бра­жать и воз­бу­ж­дать в слу­ша­те­лях оп­ре­де­лён­ные аф­фек­ты (см. Аф­фек­тов тео­рия).

Ка­те­го­рии ри­то­ри­ки, ка­саю­щие­ся раз­ра­бот­ки ора­тор­ской ре­чи, пе­ре­но­си­лись на Р. м. Наи­бо­лее раз­ви­той ча­стью Р. м. бы­ло decoratio (лат. «ук­ра­ше­ние»), ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ли муз.-ри­то­рич. фи­гу­ры (лат. figurae) – ме­ло­ди­че­ские, гар­мо­ни­че­ские, рит­ми­че­ские и др. обо­ро­ты, мно­гие из ко­то­рых ис­поль­зо­ва­лись ещё в 16 в. (осо­бен­но в твор­че­ст­ве итал. мад­ри­га­ли­стов). В во­каль­ной му­зы­ке яр­кие ме­ло­ди­че­ские обо­ро­ты уси­ли­ва­ли смысл слов и со вре­ме­нем при­об­ре­ли ус­той­чи­вые зна­че­ния. Фи­гу­ры изо­бра­зит. ха­рак­те­ра ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли по­ня­тия, обо­зна­чен­ные в их на­зва­ни­ях: anabasis («вос­хо­ж­де­ние»), catabasis («нис­хо­ж­де­ние»), circulatio («кру­же­ние») и др. Не­ко­то­рые фи­гу­ры, имею­щие в сво­ём со­ста­ве под­чёрк­ну­тые ин­тер­валь­ные хо­ды, пе­ре­да­ва­ли вос­кли­ца­ние (exclamatio) ли­бо во­прос (interrogatio), ста­но­ви­лись сим­во­лом об­ще­го ха­рак­те­ра му­зы­ки (напр., тра­ги­че­ско­го при ис­поль­зо­ва­нии хро­ма­ти­че­ски нис­хо­дя­ще­го хо­да от I к V сту­пе­ни в ба­су – passus durius­culus в арии Ди­до­ны из опе­ры «Ди­до­на и Эней» Г. Пёр­сел­ла). В муз. трак­та­тах за­фик­си­ро­ва­но св. 80 разл. фи­гур. При этом при­ло­же­ние к му­зы­ке ка­те­го­рий ри­то­ри­ки и фи­гур не име­ло уни­вер­саль­но­го зна­че­ния.

В сер. 18 в. Р. м. как тео­ре­тич. сис­те­ма ста­ла ус­та­ре­вать, од­на­ко вы­ра­бо­тан­ные в ней приё­мы фраг­мен­тар­но ис­поль­зо­ва­лись и позд­нее.

Лит.: Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Köln, 1967; За­ха­ро­ва О. И. Ри­то­ри­ка и за­пад­но­ев­ро­пей­ская му­зы­ка XVII – 1-й по­ло­ви­ны XVIII в. М., 1983; Civra F. Musica Poetica: Introduzione alla retorica musicale. Torino, 1991; Вartel D. Musica Poetica: Musical-rhetorical figures in German baroque music. Lincoln, 1997; Дру­скин Я. С. О ри­то­ри­че­ских прие­мах в му­зы­ке И. С. Ба­ха. СПб., 2005; Май­стер Х. Му­зы­каль­ная ри­то­ри­ка: Ключ к ин­тер­пре­та­ции И. С. Ба­ха. М., 2008; Лы­жов Г. И. Му­зы­каль­но-ри­то­ри­че­ское про­чте­ние слов в мо­те­тах О. ди Лас­со // Сло­во и му­зы­ка. М., 2008; На­со­нов Р. А. Му­зы­каль­ная ри­то­ри­ка А. Кирхе­ра: К ис­то­рии го­то­вых слов // Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во и нау­ка в XXI в.: Ис­то­рия, тео­рия, ис­пол­ни­тель­ст­во, пе­да­го­ги­ка. Ас­т­ра­хань, 2009.

Вернуться к началу