АФФЕ́КТОВ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АФФЕ́КТОВ ТЕО́РИЯ, распространённая в 17–18 вв. в Европе муз.-эстетич. концепция, согласно которой музыка, с одной стороны, призвана возбуждать в человеке разл. аффекты (т. е. определённые эмоциональные состояния), а с другой – сама изображает их. Считалось, что муз. сочинение (либо часть циклич. сочинения) не должно выходить за рамки одного аффекта, демонстрируя лишь его оттенки. Передача конкретных аффектов подразумевает использование типизиров. средств муз. выразительности. Истоки А. т. – в антич. муз. эстетике (в частности, в теории этоса). Возникновение её было следствием распространения в 1-й пол. 17 в. рационализма в философии. Согласно Р. Декарту («Компендий музыки», 1618), цель музыки – «доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты». А. Кирхер (1650) указал 8 осн. аффектов, которые способна вызвать в человеке музыка: желание, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие и святость. Нем. теоретики 18 в. (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их гл. обр. как характеристики содержания музыки. Будучи тесно связана с риторикой музыкальной (в т. ч. с учением о муз.-риторич. фигурах), в 18 в. А. т. сблизилась с теорией подражания. Со 2-й пол. 18 в. постепенно утратила влияние на муз. теорию и практику. Мн. муз. термины, обозначавшие аффекты, со временем превратились в темповые (см. Темп) вне связи с эмоциональным характером.