Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФФЕ́КТОВ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 563

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. С. Бочаров

АФФЕ́КТОВ ТЕО́РИЯ, рас­про­стра­нён­ная в 17–18 вв. в Ев­ро­пе муз.-эс­те­тич. кон­цеп­ция, со­глас­но ко­то­рой му­зы­ка, с од­ной сто­ро­ны, при­зва­на воз­бу­ж­дать в че­ло­ве­ке разл. аф­фек­ты (т. е. оп­ре­де­лён­ные эмо­цио­наль­ные со­стоя­ния), а с дру­гой – са­ма изо­бра­жа­ет их. Счи­та­лось, что муз. со­чи­не­ние (ли­бо часть цик­лич. со­чи­не­ния) не долж­но вы­хо­дить за рам­ки од­но­го аф­фек­та, де­мон­ст­ри­руя лишь его от­тен­ки. Пе­ре­да­ча кон­крет­ных аф­фек­тов под­ра­зу­ме­ва­ет ис­поль­зо­ва­ние ти­пи­зи­ров. средств муз. вы­ра­зи­тель­но­сти. Ис­то­ки А. т. – в ан­тич. муз. эс­те­ти­ке (в ча­ст­но­сти, в тео­рии это­са). Воз­ник­но­ве­ние её бы­ло след­ст­ви­ем рас­про­стра­нения в 1-й пол. 17 в. ра­цио­на­лиз­ма в фило­со­фии. Со­глас­но Р. Де­кар­ту («Ком­пен­дий му­зы­ки», 1618), цель му­зы­ки – «дос­тав­лять нам на­сла­ж­де­ние и воз­бу­ж­дать в нас раз­но­об­раз­ные аф­фек­ты». А. Кирхер (1650) ука­зал 8 осн. аф­фек­тов, ко­то­рые спо­соб­на вы­звать в че­ло­веке му­зы­ка: же­ла­ние, пе­чаль, от­ва­га, вос­торг, уме­рен­ность, гнев, ве­ли­чие и свя­тость. Нем. тео­ре­ти­ки 18 в. (И. Мат­те­зон, Ф. В. Мар­пург и др.), вы­де­ляя зна­чи­тель­но боль­шее чис­ло воз­мож­ных аф­фек­тов, рас­смат­ри­ва­ли их гл. обр. как ха­рак­те­ри­сти­ки со­дер­жа­ния му­зы­ки. Бу­ду­чи тес­но свя­за­на с ри­то­ри­кой му­зы­каль­ной (в т. ч. с уче­ни­ем о муз.-ри­то­рич. фи­гу­рах), в 18 в. А. т. сбли­зи­лась с тео­ри­ей под­ра­жа­ния. Со 2-й пол. 18 в. по­сте­пен­но ут­ра­ти­ла влия­ние на муз. тео­рию и прак­ти­ку. Мн. муз. тер­ми­ны, обо­зна­чав­шие аф­фек­ты, со вре­ме­нем пре­вра­ти­лись в тем­по­вые (см. Темп) вне свя­зи с эмо­цио­наль­ным ха­рак­те­ром.

Лит.: Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка За­пад­ной Ев­ро­пы XVII–XVIII вв. М., 1971; Шес­та­ков В. П. От это­са к аф­фек­ту. Ис­то­рия му­зы­каль­ной эс­те­ти­ки от ан­тич­но­сти до XVIII в. М., 1975.

Вернуться к началу