Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕМП

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 24

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович

ТЕМП в му­зы­ке [итал. tempo, от лат. tempus (букв. – вре­мя) – на­зва­ние од­ной из мен­зур в мен­зу­раль­ной но­та­ции], в клас­си­ко-ро­ман­тич. му­зы­ке ско­рость дви­же­ния, оп­ре­де­ляе­мая чис­лом мет­рич. до­лей в еди­ни­цу вре­ме­ни. В так­то­вой но­тации, где дли­тель­но­сти от­но­си­тель­ны, тре­бу­ют­ся спец. ука­за­ния ско­ро­сти. К ско­рым Т. от­но­сят allegro (см. Ал­лег­ро), presto (бы­ст­ро), vivo, vivace (жи­во) и др., к мед­лен­ным – adagio (см. Ада­жио), lento (мед­лен­но), largo (ши­ро­ко) и др., к сред­ним – moderato (уме­рен­но или раз­ме­рен­но), andante («идя ша­гом»). К осн. тем­по­вым тер­ми­нам при­мы­ка­ют тер­ми­ны с уточ­няю­щи­ми сло­ва­ми (mol­to, assai – очень, poco – не­мно­го и т. п.) и суф­фик­са­ми (уси­лит. -issimo и умень­шит. -etto, -ino). Т.-ско­рость до­пус­ка­ет вы­ра­зит. от­кло­не­ния от ме­ха­нич. рав­но­мер­но­сти (см. Аго­ги­ка). Для ко­ли­че­ст­вен­но­го оп­ре­де­ле­ния Т. М. Мер­сенн пред­ла­гал ис­поль­зо­вать ма­ят­ник, Ж. Со­вёр изо­брёл эхо­метр (из­ме­рит. ли­ней­ку). И. И. Кванц (1752) со­от­но­сил тем­по­вые тер­ми­ны с «нор­маль­ным пуль­сом» 80 уда­ров в ми­ну­ту. Изо­бре­те­ние мет­ро­но­ма (1815) по­зво­ли­ло бо­лее точ­но ука­зы­вать ско­рость, чем поль­зо­ва­лись ком­по­зи­то­ры на­чи­ная с Л. ван Бет­хо­ве­на. Ком­по­зи­то­ры-ро­ман­ти­ки (кро­ме Г. Бер­лио­за, Р. Шу­ма­на и П. И. Чай­ков­ско­го в позд­них со­чи­не­ни­ях) пред­по­чи­та­ли сло­вес­ные ука­за­ния Т., по­ми­мо италь­ян­ских при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность нем. (Р. Ваг­нер, А. фон Ве­берн) и франц. (К. Де­бюс­си, А. Н. Скря­бин) тем­по­вые ре­мар­ки. С кон. 19 в. ча­ще ста­ли при­ме­нять­ся мет­ро­но­мич. ука­за­ния. Сло­ва­ми ука­зы­ва­ют­ся ус­ко­ре­ние (accelerando, strin­gendo и др.) и за­мед­ле­ние (rite­nu­to, ritardando, ral­len­tando, allargando), др. тем­по­вые сдви­ги. Несмотря на ком­по­зиторские уточнения (см., напр., у И. Ф. Стравинского), воп­рос о «пра­виль­ности» Т. того или иного муз. про­из­ве­де­ния остаётся предметом об­суж­де­ния для исполнителей, слу­ша­те­лей, критиков.

Лит.: Гар­бу­зов Н. А. Зон­ная при­ро­да тем­па и рит­ма // Н. А. Гар­бу­зов – му­зы­кант, ис­сле­до­ва­тель, пе­да­гог. М., 1980; Sachs C. Rhythm and tempo. N. Y., 1988; Miehling K. Das Tem­po in der Musik von Barock und Vorklassik. 3. Aufl. Wilhelmshaven, 2003; Ко­ры­ха­ло­ва Н. П. Му­зы­каль­но-ис­пол­ни­тель­ские тер­ми­ны. 2-е изд. СПб., 2007; На­зай­кин­ский Е. В. О му­зы­каль­ном тем­пе // На­зай­кин­ский Е. В. Ис­то­рия в му­зы­ке. М., 2009.

Вернуться к началу