ТЕМП
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕМП в музыке [итал. tempo, от лат. tempus (букв. – время) – название одной из мензур в мензуральной нотации], в классико-романтич. музыке скорость движения, определяемая числом метрич. долей в единицу времени. В тактовой нотации, где длительности относительны, требуются спец. указания скорости. К скорым Т. относят allegro (см. Аллегро), presto (быстро), vivo, vivace (живо) и др., к медленным – adagio (см. Адажио), lento (медленно), largo (широко) и др., к средним – moderato (умеренно или размеренно), andante («идя шагом»). К осн. темповым терминам примыкают термины с уточняющими словами (molto, assai – очень, poco – немного и т. п.) и суффиксами (усилит. -issimo и уменьшит. -etto, -ino). Т.-скорость допускает выразит. отклонения от механич. равномерности (см. Агогика). Для количественного определения Т. М. Мерсенн предлагал использовать маятник, Ж. Совёр изобрёл эхометр (измерит. линейку). И. И. Кванц (1752) соотносил темповые термины с «нормальным пульсом» 80 ударов в минуту. Изобретение метронома (1815) позволило более точно указывать скорость, чем пользовались композиторы начиная с Л. ван Бетховена. Композиторы-романтики (кроме Г. Берлиоза, Р. Шумана и П. И. Чайковского в поздних сочинениях) предпочитали словесные указания Т., помимо итальянских приобрели популярность нем. (Р. Вагнер, А. фон Веберн) и франц. (К. Дебюсси, А. Н. Скрябин) темповые ремарки. С кон. 19 в. чаще стали применяться метрономич. указания. Словами указываются ускорение (accelerando, stringendo и др.) и замедление (ritenuto, ritardando, rallentando, allargando), др. темповые сдвиги. Несмотря на композиторские уточнения (см., напр., у И. Ф. Стравинского), вопрос о «правильности» Т. того или иного муз. произведения остаётся предметом обсуждения для исполнителей, слушателей, критиков.