Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́БЕРН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 684-685

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Холопова

ВЕ́БЕРН (Webern) Ан­тон фон (3.12.1883, Ве­на – 15.9.1945, Мит­тер­зиль), австр. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр. Пред­ста­ви­тель но­вой вен­ской шко­лы. Наи­более ра­ди­каль­ный ком­по­зи­тор-но­ва­тор 1-й пол. 20 в. Отец В., круп­ный чи­нов­ник, при­над­ле­жал к ста­рин­но­му дво­рян­ско­му ро­ду. В. на­чал серь­ёз­но за­ни­мать­ся музы­кой с 1895, иг­рал на вио­лон­че­ли в лю­би­тель­ском ор­ке­ст­ре. Пер­вые муз. со­чи­не­ния (ин­ст­ру­мен­таль­ные пье­сы, пес­ни) от­но­сят­ся к 1899. В этот пе­ри­од В. соз­дал неск. лит. со­чи­не­ний (сти­хи, очер­ки, пье­са). В 1906 окон­чил Вен­ский ун-т (изу­чал ис­то­рию му­зы­ки у Г. Ад­ле­ра, кон­тра­пункт у К. На­вра­ти­ла, гар­мо­нию у Г. Гре­де­не­ра) и по­лу­чил сте­пень д-ра фи­ло­со­фии. По­ли­фо­нич. тех­ни­ка ком­по­зи­ции (в осо­бен­но­сти ка­нон), ко­то­рую В. изу­чал в хо­де ра­бо­ты над дис­сер­та­ци­ей (по­свя­ще­на твор­че­ст­ву Х. Иза­ка), ста­ла в даль­ней­шем ос­новой мно­гих его про­из­ве­де­ний. В нач. 1900-х гг. В. пи­сал му­зы­ку в позд­не­ро­ман­тич. сти­ле (8 пе­сен; идил­лия для ор­ке­ст­ра «В лет­нем вет­ре» по Б. Вил­ле, 1904). В 1904–08 за­ни­мал­ся ком­по­зи­ци­ей у А. Шён­бер­га, ко­то­рый стал для В. гл. ав­то­ри­тетом в му­зы­ке. В кру­гу уче­ни­ков Шён­бер­га в 1904 по­зна­ко­мил­ся с А. Бер­гом, ко­то­рый всю жизнь ос­та­вал­ся близ­ким дру­гом В. Со­чи­не­ния это­го пе­рио­да (мед­лен­ная часть Квар­те­та, цик­лы пе­сен на сти­хи Р. Де­ме­ля и С. Ге­ор­ге, Пас­са­ка­лия для ор­ке­ст­ра op. 1, хор «Ус­коль­зай­те на лёг­ких чел­нах» op. 2) ещё со­хра­ня­ли то­наль­ную ос­но­ву. Ори­ги­наль­ный стиль В., свя­зан­ный с пе­ре­хо­дом в ато­наль­ную сис­те­му муз. язы­ка, про­явил се­бя в пес­нях для го­ло­са и фп. на сло­ва Ге­ор­ге (ор. 3 и ор. 4, 1909). Вер­шин ато­наль­но­го сти­ля В. дос­тиг в цик­лах ин­ст­ру­мен­таль­ных ми­ниа­тюр: 5 пьес для струн­но­го квар­те­та ор. 5 (1909); 6 пьес для ор­ке­ст­ра ор. 6 (1913); 5 пьес для ор­ке­ст­ра ор. 10 (1913).

В 1908–14 В., про­дол­жая со­чи­нять, был вы­ну­ж­ден за­ни­мать­ся не­лю­би­мой ра­бо­той – ди­ри­жи­ро­ва­ни­ем опе­рет­той (на ку­рор­тах в Бад-Иш­ле, Те­п­ли­це, Дан­ци­ге, Штет­ти­не). В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны (1914) всту­пил доб­ро­воль­цем в Крас­ный Крест и при­ло­жил все уси­лия для от­зы­ва из ар­мии А. Шён­бер­га. В 1916–20 (с пе­ре­ры­ва­ми) так­же ра­бо­тал ди­ри­жё­ром опе­ры в Не­мец­ком те­ат­ре в Пра­ге.

Про­из­ве­де­ния В. бы­ли впер­вые опуб­ли­ко­ва­ны в 1920 в вен­ском изд-ве «Universal Edition». Всё бо­лее зна­чи­тель­ной ста­но­ви­лась его ди­ри­жёр­ская дея­тель­ность: в 1921–22 ди­ри­жёр вен­ско­го Шу­бер­тов­ско­го сою­за, в 1921–26 ру­ко­во­ди­тель муж­ско­го хо­ра в Мёд­лин­ге (близ Ве­ны), c 1923 хор­мей­стер Пев­че­ско­го об­ще­ст­ва, в 1927–28 ди­ри­жёр об­ще­дос­туп­ных Ра­бо­чих сим­фо­нич. кон­цер­тов в Ве­не. В 1927–35 ре­гу­ляр­но вы­сту­пал с ор­ке­ст­ром Ав­ст­рий­ско­го ра­дио. На­ря­ду с клас­сич. ре­пер­туа­ром В. ис­пол­нял со­чи­не­ния А. Брук­не­ра и Г. Ма­ле­ра, но­вей­шую му­зы­ку, ре­во­люц. хо­ры и пес­ни Х. Эйс­ле­ра. Его ди­ри­жёр­ская ма­не­ра бы­ла стра­ст­ной, экс­та­тич­ной, в про­ти­во­по­лож­ность его му­зы­ке – эмо­цио­наль­но сдер­жан­ной.

В 1924 в тех­ни­ке со­чи­не­ния и эс­те­ти­ке В. со­вер­шил­ся по­во­рот: по при­ме­ру А. Шён­бер­га он стал при­ме­нять до­де­ка­фо­нию (пер­вое пол­но­стью до­де­ка­фон­ное соч. – Струн­ное трио op. 20, 1928). В вы­даю­щей­ся по со­вер­шен­ст­ву Сим­фо­нии ор. 21 (1928) он от­крыл но­вый ме­тод ком­по­зи­ции на ос­но­ве до­де­ка­фонии – се­риа­лизм. При этом В. ис­хо­дил из тех­ни­ки ка­но­на и од­но­вре­мен­но ис­поль­зо­вал прин­цип ва­риа­ци­он­но­сти. Вер­ши­ны его хо­ро­вой му­зы­ки – 3 кан­та­ты на сти­хи Х. Йо­не: «Свет очей» op. 26 (1935), ор. 29 (1939) и ор. 31 (1943). В. так­же за­ло­жил ос­но­вы пу­ан­ти­лиз­ма (II часть Ва­риа­ций для фп. op. 27, 1936, и др.). Бес­пре­це­дент­ная осо­бен­ность зре­лых со­чи­не­ний В. – их афо­ристич­ность и ла­ко­низм (Сим­фо­ния op. 21 зву­чит ок. 9 мин).

В 1932–33 В. пре­по­да­вал ча­ст­ным об­ра­зом ком­по­зи­цию и фор­му (курс лек­ций, за­пи­сан­ный его уче­ни­ком В. Рай­хом, опубл. в 1960). С усилением влия­ния на­циз­ма за­кон­чи­лась ди­ри­жёр­ская карь­е­ра В.: в 1934 ра­бо­чие куль­тур­ные ор­га­ни­за­ции в Ав­ст­рии бы­ли рас­пу­ще­ны. По­след­нее его вы­сту­п­ле­ние в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра со­стоя­лось в мае 1936 в Лон­до­не с Ор­ке­ст­ром Би-Би-Си (кон­цер­ты па­мя­ти А. Бер­га; со­хра­ни­лась ау­дио­за­пись). По­сле ан­шлю­са (1938) В. ока­зал­ся в пол­ной изо­ля­ции; при­чис­лен­ные к «куль­тур­боль­ше­виз­му», его со­чи­не­ния на ро­ди­не бы­ли офи­ци­аль­но за­пре­ще­ны. В кон­це мар­та 1945 он бе­жал от на­сту­пав­ших сов. войск в го­ры на юге Ав­ст­рии. Уже по­сле ка­пи­ту­ля­ции Гер­ма­нии В. был убит слу­чай­ным вы­стре­лом амер. сол­да­та.

Твор­че­ст­во В., его муз. язык и тех­ни­ка лег­ли в ос­но­ву по­сле­во­ен­но­го «вто­ро­го аван­гар­да».

Соч.: [Вступ. ст.] // Isaac H. Choralis Cons­tantinus. W., 1909. Tl 2 (Denkmäler der Ton­kunst in Österreich, XVI. 1 Jg. Bd 32); Der Weg zur neuen Musik / Hrsg. von W. Reich. W., 1960; Лек­ции о му­зы­ке. Пись­ма. М., 1975.

Лит.: Wildgans F. A. Webern. L., 1966; Kol­neder W. A. Webern: Einführung in Werk und Stil. W., 1974; Krellmann H. A. Webern in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Rein­beck bei Hamburg, 1975; Moldenhauer H., Moldenhauer R. A. von Webern: a chronicle of his life and works. L., 1978; Хо­ло­по­ва ВН., Хо­ло­пов Ю. Н. А. Ве­берн: жизнь и твор­че­ст­во. М., 1984; они же. Му­зы­ка А. Ве­бер­на. М., 1999; Moldenhauer H. The death of A. We­bern: a drama in documents. N. Y., 1985; Hayes M. A. von Webern. L., 1995; Bailey K. The life of Webern. Camb. a. o., 1998.

Вернуться к началу