ВЕ́БЕРН
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́БЕРН (Webern) Антон фон (3.12.1883, Вена – 15.9.1945, Миттерзиль), австр. композитор, дирижёр. Представитель новой венской школы. Наиболее радикальный композитор-новатор 1-й пол. 20 в. Отец В., крупный чиновник, принадлежал к старинному дворянскому роду. В. начал серьёзно заниматься музыкой с 1895, играл на виолончели в любительском оркестре. Первые муз. сочинения (инструментальные пьесы, песни) относятся к 1899. В этот период В. создал неск. лит. сочинений (стихи, очерки, пьеса). В 1906 окончил Венский ун-т (изучал историю музыки у Г. Адлера, контрапункт у К. Навратила, гармонию у Г. Греденера) и получил степень д-ра философии. Полифонич. техника композиции (в особенности канон), которую В. изучал в ходе работы над диссертацией (посвящена творчеству Х. Изака), стала в дальнейшем основой многих его произведений. В нач. 1900-х гг. В. писал музыку в позднеромантич. стиле (8 песен; идиллия для оркестра «В летнем ветре» по Б. Вилле, 1904). В 1904–08 занимался композицией у А. Шёнберга, который стал для В. гл. авторитетом в музыке. В кругу учеников Шёнберга в 1904 познакомился с А. Бергом, который всю жизнь оставался близким другом В. Сочинения этого периода (медленная часть Квартета, циклы песен на стихи Р. Демеля и С. Георге, Пассакалия для оркестра op. 1, хор «Ускользайте на лёгких челнах» op. 2) ещё сохраняли тональную основу. Оригинальный стиль В., связанный с переходом в атональную систему муз. языка, проявил себя в песнях для голоса и фп. на слова Георге (ор. 3 и ор. 4, 1909). Вершин атонального стиля В. достиг в циклах инструментальных миниатюр: 5 пьес для струнного квартета ор. 5 (1909); 6 пьес для оркестра ор. 6 (1913); 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913).
В 1908–14 В., продолжая сочинять, был вынужден заниматься нелюбимой работой – дирижированием опереттой (на курортах в Бад-Ишле, Теплице, Данциге, Штеттине). В нач. 1-й мировой войны (1914) вступил добровольцем в Красный Крест и приложил все усилия для отзыва из армии А. Шёнберга. В 1916–20 (с перерывами) также работал дирижёром оперы в Немецком театре в Праге.
Произведения В. были впервые опубликованы в 1920 в венском изд-ве «Universal Edition». Всё более значительной становилась его дирижёрская деятельность: в 1921–22 дирижёр венского Шубертовского союза, в 1921–26 руководитель мужского хора в Мёдлинге (близ Вены), c 1923 хормейстер Певческого общества, в 1927–28 дирижёр общедоступных Рабочих симфонич. концертов в Вене. В 1927–35 регулярно выступал с оркестром Австрийского радио. Наряду с классич. репертуаром В. исполнял сочинения А. Брукнера и Г. Малера, новейшую музыку, революц. хоры и песни Х. Эйслера. Его дирижёрская манера была страстной, экстатичной, в противоположность его музыке – эмоционально сдержанной.
В 1924 в технике сочинения и эстетике В. совершился поворот: по примеру А. Шёнберга он стал применять додекафонию (первое полностью додекафонное соч. – Струнное трио op. 20, 1928). В выдающейся по совершенству Симфонии ор. 21 (1928) он открыл новый метод композиции на основе додекафонии – сериализм. При этом В. исходил из техники канона и одновременно использовал принцип вариационности. Вершины его хоровой музыки – 3 кантаты на стихи Х. Йоне: «Свет очей» op. 26 (1935), ор. 29 (1939) и ор. 31 (1943). В. также заложил основы пуантилизма (II часть Вариаций для фп. op. 27, 1936, и др.). Беспрецедентная особенность зрелых сочинений В. – их афористичность и лаконизм (Симфония op. 21 звучит ок. 9 мин).
В 1932–33 В. преподавал частным образом композицию и форму (курс лекций, записанный его учеником В. Райхом, опубл. в 1960). С усилением влияния нацизма закончилась дирижёрская карьера В.: в 1934 рабочие культурные организации в Австрии были распущены. Последнее его выступление в качестве дирижёра состоялось в мае 1936 в Лондоне с Оркестром Би-Би-Си (концерты памяти А. Берга; сохранилась аудиозапись). После аншлюса (1938) В. оказался в полной изоляции; причисленные к «культурбольшевизму», его сочинения на родине были официально запрещены. В конце марта 1945 он бежал от наступавших сов. войск в горы на юге Австрии. Уже после капитуляции Германии В. был убит случайным выстрелом амер. солдата.
Творчество В., его муз. язык и техника легли в основу послевоенного «второго авангарда».