КВАНЦ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВАНЦ (Quantz) Иоганн Иоахим (30.1.1697, Обершеден, близ Гёттингена – 12.7.1773, Потсдам), нем. флейтист, композитор, муз. теоретик, инструментальный мастер. Из семьи кузнеца. Осиротев, воспитывался в Мерзебурге у родственников – гор. музыканта Юстуса Кванца, органиста И. А. Кизеветтера. Играл в ансамблях гор. музыкантов на струнных, гобое и трубе. В 1717 жил в Вене, где изучал контрапункт под рук. Я. Д. Зеленки. С 1718 гобоист в польской инструментальной капелле Августа II в Дрездене, в 1719 учился у франц. флейтиста П. Г. Бюффардена; значит. влияние на творч. формирование К. оказал концертмейстер Дрезденской придворной капеллы И. Г. Пизендель. В 1724 для обучения и совершенствования мастерства отправился в продолжительную поездку в Италию (в Риме брал уроки композиции у Ф. Гаспарини), Францию, Англию. В 1726 в Париже К. продемонстрировал собств. конструкцию двухклапанной флейты (с отд. клапанами «ми-бемоль» и «ре-диез»). После возвращения в Дрезден с 1727 флейтист Большой придворной капеллы. С 1728 регулярно выезжал в Берлин, где обучал игре на флейте кронпринца Фридриха (будущего короля Фридриха II Великого). С 1741 камер-композитор и камер-музыкант короля Пруссии. Один из ведущих представителей Берлинской школы, в инструментальных концертах и сонатах культивировал род галантного стиля, отмеченный влиянием итал. композиторов (А. Вивальди). Автор ок. 600 сочинений, подавляющее число которых составили флейтовые концерты (289), сонаты (197), трио-сонаты (43), многочисл. ансамбли для флейты. Значительная их часть написана для Фридриха II и являлась его собственностью. К. было разрешено издать лишь 6 сонат для флейты ор. 1 (1734), 6 дуэтов для 2 флейт ор. 2 (1759) и отд. вокальные сочинения. Важнейшее достижение К. – трактат «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» («Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen», изд. 1752, факсимильное изд. – 1953; рус. пер. – в кн. «Дирижёрское исполнительство: Практика. История. Эстетика», 1975), вышедший за рамки флейтовой «школы» и ныне являющийся фундам. руководством по исполнению музыки барокко. Автобиография К. опубликована Ф. В. Марпургом («Historisch-kritische Beyträge», Bd 1, 1754).