Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КВАНЦ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 479

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




И. И. Кванц. Портрет работы И. Ф. Герхарда. Ок. 1735. Старый замок (Байрёйт).

КВАНЦ (Quantz) Ио­ганн Ио­а­хим (30.1.1697, Обер­ше­ден, близ Гёт­тин­ге­на – 12.7.1773, Пот­сдам), нем. флей­тист, ком­по­зи­тор, муз. тео­ре­тик, ин­ст­ру­мен­таль­ный мас­тер. Из се­мьи куз­не­ца. Оси­ро­тев, вос­пи­ты­вал­ся в Мер­зе­бур­ге у род­ст­вен­ни­ков – гор. му­зы­кан­та Юс­ту­са Кван­ца, ор­га­ни­ста И. А. Ки­зе­вет­те­ра. Иг­рал в ан­самб­лях гор. му­зы­кан­тов на струн­ных, го­бое и тру­бе. В 1717 жил в Ве­не, где изу­чал кон­тра­пункт под рук. Я. Д. Зе­лен­ки. С 1718 го­боист в поль­ской ин­стру­мен­таль­ной ка­пел­ле Ав­гу­ста II в Дрез­де­не, в 1719 учил­ся у франц. флей­ти­ста П. Г. Бюф­фар­де­на; зна­чит. влия­ние на творч. фор­ми­ро­ва­ние К. ока­зал кон­церт­мей­стер Дрез­ден­ской при­двор­ной ка­пел­лы И. Г. Пи­зен­дель. В 1724 для об­уче­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния ма­стер­ст­ва от­пра­вил­ся в про­дол­жи­тель­ную по­езд­ку в Ита­лию (в Ри­ме брал уро­ки ком­по­зи­ции у Ф. Гас­па­ри­ни), Фран­цию, Ан­глию. В 1726 в Па­риже К. про­де­мон­ст­ри­ро­вал собств. кон­ст­рук­цию двух­кла­пан­ной флей­ты (с отд. кла­па­на­ми «ми-бе­моль» и «ре-ди­ез»). Пос­ле воз­вра­ще­ния в Дрез­ден с 1727 флейтист Большой при­двор­ной капеллы. С 1728 ре­гу­ляр­но вы­ез­жал в Бер­лин, где обу­чал иг­ре на флей­те крон­прин­ца Фрид­ри­ха (бу­ду­ще­го ко­ро­ля Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го). С 1741 ка­мер-ком­по­зи­тор и ка­мер-му­зы­кант ко­ро­ля Прус­сии. Один из ве­ду­щих пред­ста­ви­те­лей Бер­лин­ской шко­лы, в ин­стру­мен­таль­ных кон­цер­тах и со­на­тах культи­ви­ро­вал род га­лант­но­го сти­ля, от­ме­чен­ный влия­ни­ем итал. ком­по­зи­то­ров (А. Ви­валь­ди). Ав­тор ок. 600 со­чи­не­ний, по­дав­ляю­щее чис­ло ко­то­рых со­ста­ви­ли флей­то­вые кон­цер­ты (289), со­на­ты (197), трио-со­на­ты (43), мно­го­числ. ан­самб­ли для флей­ты. Зна­чи­тель­ная их часть на­пи­са­на для Фрид­ри­ха II и яв­ля­лась его соб­ст­вен­но­стью. К. бы­ло раз­ре­ше­но из­дать лишь 6 со­нат для флей­ты ор. 1 (1734), 6 дуэ­тов для 2 флейт ор. 2 (1759) и отд. во­каль­ные со­чи­не­ния. Важ­ней­шее до­сти­же­ние К. – трак­тат «Опыт на­став­ле­ния по иг­ре на по­пе­реч­ной флей­те» («Versuch einer An­weisung die Flöte traversiere zu spie­len», изд. 1752, фак­си­миль­ное изд. – 1953; рус. пер. – в кн. «Ди­ри­жёр­ское ис­пол­ни­тель­ст­во: Прак­ти­ка. Ис­то­рия. Эс­те­ти­ка», 1975), вы­шед­ший за рам­ки флей­то­вой «шко­лы» и ны­не яв­ляю­щий­ся фун­дам. ру­ко­вод­ст­вом по ис­пол­не­нию му­зы­ки ба­рок­ко. Ав­то­био­гра­фия К. опуб­ли­ко­ва­на Ф. В. Мар­пур­гом («Historisch-kri­tische Beyträge», Bd 1, 1754).

Лит.: Helm E. E. Music at the court of Fre­de­rick the Great. Norman, 1960; Reilly E. R. Quantz and his Versuch: three studies. N. Y., 1971; Schmitz H.-P. Quantz heute: der «Ver­such einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen» als Lehrbuch für unser Musizieren. Kassel, 1987; Brink M. ten. Die Flötenkonzerte von J. J. Quantz. Hildesheim u. a., 1995. Tl 1–2; Augsbach H. J. J. Quantz: The­ma­tisch-systema­tisches Werkverzeichnis. Stuttg., 1997.

Вернуться к началу