ГАЛА́НТНЫЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛА́НТНЫЙ СТИЛЬ (от франц. galant – учтивый, изысканный), собирательный термин, применяемый по отношению к предклассич. и раннеклассич. течениям в музыке 1-й пол. и сер. 18 в. (см. также Рококо). О муз. «галантности» писали мн. теоретики и композиторы 18 в. – И. Г. Вальтер, И. Маттезон, И. Й. Фукс и др. В музыке Дж. Б. Саммартини, Дж. Б. Перголези, Б. Галуппи, Д. Скарлатти, композиторов берлинской школы, И. К. Баха установился новый худож. идеал ясности, простоты, изящества (влияние эстетики франц. просветителей). В отличие от «учёного» контрапункта барокко, музыка Г. с. рассчитана на любителя, ждущего от иск-ва наслаждения. Полифония уступила место гомофонии, ясно расчленённой мелодии, периодичности, начала обрисовываться сонатная форма. В этот период эпитет «галантный» встречается также в названиях опер-балетов (напр., «Галантная Индия» Ж. Ф. Рамо), ансамблевых и сольных инструментальных сочинений (galanterie), часто появляется в танцевальных сюитах («галантный» менуэт – олицетворение Г. с.). С сер. 18 в. стиль насыщается экспрессией, «чувствительностью» (см. Сентиментализм) и подготавливает почву для перехода к стилю венской классической школы.