Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́РПУРГ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 202

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МА́РПУРГ (Marpurg) Фрид­рих Виль­гельм (21.11.1718, име­ние Зе­хоф в Вен­де­мар­ке, ок­руг Штен­даль, ны­не зем­ля Сак­со­ния-Ан­хальт – 22.5.1795, Бер­лин), нем. муз. кри­тик, тео­ре­тик и ком­по­зи­тор. Пред­ста­ви­тель бер­лин­ской шко­лы. В 1746–49 жил в Па­ри­же, где сбли­зил­ся с Воль­те­ром, Ж. Л. Д’Аламбером и др. франц. про­све­ти­те­ля­ми, а так­же с Ж. Ф. Ра­мо. Вер­нув­шись в Бер­лин, по­сту­пил на гос. служ­бу. Был дру­гом Г. Э. Лес­син­га и И. И. Вин­кель­ма­на. Из­да­вал муз. пе­рио­ди­ку: «Der critische Musicus an der Spree» (1749–50), «Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik» (1754–1762 и 1778) и «Kritische Briefe über die Tonkunst» (1760–64). В трак­та­те «Со­чи­не­ние фу­ги со­глас­но пра­ви­лам и об­раз­цам луч­ших не­мец­ких и ино­стран­ных мас­те­ров» («Abhandlung von der Fuge nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meis­ter», Tl 1–2, 1753–54) дал вы­со­кую оцен­ку по­ли­фо­нич. иск-ву И. С. Ба­ха. На­пи­сал пре­ди­сло­вие ко 2-му из­да­нию его «Ис­кус­ст­ва фу­ги» (1752; рус. пер. в кн.: Вяз­ко­ва Е. В. «"Ис­кус­ст­во фу­ги" И. С. Ба­ха». М., 2006. С. 43–45), где свя­зал упа­док по­ли­фо­нии в сер. 18 в. с уст­ра­не­ни­ем из му­зы­ки «муж­ско­го» на­ча­ла в поль­зу «жен­ст­вен­ной» кан­ти­ле­ны, ха­рак­тер­ной для га­лант­но­го сти­ля. Ком­по­зи­тор­скую прак­ти­ку позд­не­го ба­рок­ко обоб­щил в «Ру­ко­во­дстве по ге­не­рал-ба­су и ком­по­зи­ции» («Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition», Tl 1–3, 1755–58). Со­дей­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию в Гер­ма­нии уче­ния о гар­монии Ра­мо в по­пу­ляр­ном из­ло­же­нии Д’Аламбе­ра (чью кн. «Эле­мен­ты тео­ре­ти­че­ской и прак­ти­че­ской му­зы­ки...» в 1757 пе­ре­вёл на нем. яз.). Боль­шое вни­ма­ние уде­лял муз. тем­пе­ра­ции (вы­сту­пил сто­рон­ни­ком рав­но­мер­но-тем­пе­ри­ро­ван­но­го строя). Изу­чал за­ко­но­мер­но­сти гар­мо­нич. раз­ви­тия в ре­чи­та­ти­вах. В рус­ле про­све­ти­тель­ских идей 18 в. от­стаи­вал «по­нят­ность» и дей­ст­вен­ный ха­рак­тер му­зы­ки. Соз­дал ряд учеб­ных по­со­бий по ис­пол­ни­тель­ст­ву (на кла­ви­ре и др.), ис­сле­до­вал ис­то­рию ор­га­на. Ав­тор кла­вир­ных со­нат, кла­ве­син­ных и ор­ган­ных пьес, ду­хов­ных и свет­ских пе­сен.

Соч.: Die Kunst das Clavier zu spielen. В., 1750–1762. Bd 1–2; Anleitung zum Cla­vier­spie­len. В., 1755; Anleitung zur Singkompo­sition. В., 1758; Kritische Einleitung in die Geschichte und Lehrsätze der alten und neuen Musik. В., 1759; Versuchüber die mu­si­ka­li­sche Temperatur. Breslau, 1776; Legenden einiger Mu­sikheiligen... Breslau, 1786; Neue Methode, allerley Arten von Temperaturen dem Claviere aufs bequemste mitzutheilen. В., 1790.

Лит.: Mekeel J. The harmonic theories of Kirn­berger and Marpurg // Journal of Music Theo­ry. 1960. Vol. 4. № 2; Friedlaender M. Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert. Hildesheim, 1970. Bd 1–2; Serwer H. Marpurg versus Kirn­berger: theories of fugal composition // Journal of Music Theory. 1970. Vol. 14; Sheldon D. A. Marpurg’s thoroughbass and composition hand­book. Stuyvesant, 1989; Ки­рил­ли­на Л. Клас­си­че­ский стиль в му­зы­ке XVIII – на­ча­ла XIX в. М., 2007. Ч. 2.

Вернуться к началу