МА́РПУРГ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́РПУРГ (Marpurg) Фридрих Вильгельм (21.11.1718, имение Зехоф в Вендемарке, округ Штендаль, ныне земля Саксония-Анхальт – 22.5.1795, Берлин), нем. муз. критик, теоретик и композитор. Представитель берлинской школы. В 1746–49 жил в Париже, где сблизился с Вольтером, Ж. Л. Д’Аламбером и др. франц. просветителями, а также с Ж. Ф. Рамо. Вернувшись в Берлин, поступил на гос. службу. Был другом Г. Э. Лессинга и И. И. Винкельмана. Издавал муз. периодику: «Der critische Musicus an der Spree» (1749–50), «Historisch-kritische Beyträge zur Aufnahme der Musik» (1754–1762 и 1778) и «Kritische Briefe über die Tonkunst» (1760–64). В трактате «Сочинение фуги согласно правилам и образцам лучших немецких и иностранных мастеров» («Abhandlung von der Fuge nach den Grundsätzen und Exempeln der besten deutschen und ausländischen Meister», Tl 1–2, 1753–54) дал высокую оценку полифонич. иск-ву И. С. Баха. Написал предисловие ко 2-му изданию его «Искусства фуги» (1752; рус. пер. в кн.: Вязкова Е. В. «"Искусство фуги" И. С. Баха». М., 2006. С. 43–45), где связал упадок полифонии в сер. 18 в. с устранением из музыки «мужского» начала в пользу «женственной» кантилены, характерной для галантного стиля. Композиторскую практику позднего барокко обобщил в «Руководстве по генерал-басу и композиции» («Handbuch bey dem Generalbasse und der Composition», Tl 1–3, 1755–58). Содействовал распространению в Германии учения о гармонии Рамо в популярном изложении Д’Аламбера (чью кн. «Элементы теоретической и практической музыки...» в 1757 перевёл на нем. яз.). Большое внимание уделял муз. темперации (выступил сторонником равномерно-темперированного строя). Изучал закономерности гармонич. развития в речитативах. В русле просветительских идей 18 в. отстаивал «понятность» и действенный характер музыки. Создал ряд учебных пособий по исполнительству (на клавире и др.), исследовал историю органа. Автор клавирных сонат, клавесинных и органных пьес, духовных и светских песен.