ДЛИ́ТЕЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЛИ́ТЕЛЬНОСТЬ в музыке, продолжительность звука или паузы. Д. могут быть как относительными (выражают ритмич. соотношения; см. Ритм музыкальный), так и абсолютными (измеряются в единицах времени – с, мс). Муз. теоретики 2-й пол. 13 в. ввели графич. обозначения немногих относит. Д. (лонга, бревис, семибревис; см. Мензуральная нотация). Со временем ритмическое деление становилось всё более дробным. Относительные Д. тактовой нотации (с 17 в.): бревис (равная 2 целым), целая, половинная, четвертная (четверть), восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая, стодвадцатьвосьмая. Соответствующие абсолютные Д. зависят от темпа. Не имеющее теоретич. предела дробление нот, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т. д. создают бесконечное множество Д., соотношения которых во многих случаях не могут точно восприниматься и воспроизводиться. Для облегчения чтения нот используется т. н. группировка – объединение восьмых и более мелких Д. в группы вязками. В записи вокальной партии вязки обычно соединяют ноты, приходящиеся на один слог. При 2 и более вязках возможно членение группы на подгруппы.
В такте, где временны́е соотношения подчиняются акцентным (по тяжести), обозначения Д. превратились, по существу, в указания уровня на метрич. сетке, в которой звуки соотносятся по их весомости, а Д. – одно из средств акцентуации. Это открывает широкий простор агогике в муз. исполнении. В музыке 20–21 вв. и в её нотации всё чаще используются абсолютные Д. звуков.