Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЛИ́ТЕЛЬНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 119-120

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДЛИ́ТЕЛЬНОСТЬ в му­зы­ке, про­дол­жи­тель­ность зву­ка или пау­зы. Д. мо­гут быть как от­но­си­тель­ны­ми (вы­ра­жа­ют рит­мич. со­от­но­ше­ния; см. Ритм му­зы­каль­ный), так и аб­со­лют­ны­ми (из­ме­ря­ют­ся в еди­ни­цах вре­ме­ни – с, мс). Муз. тео­ре­ти­ки 2-й пол. 13 в. вве­ли гра­фич. обо­зна­че­ния не­мно­гих от­но­сит. Д. (лон­га, бре­вис, се­ми­бре­вис; см. Мен­зу­раль­ная но­та­ция). Со вре­ме­нем рит­ми­че­ское де­ле­ние ста­но­ви­лось всё бо­лее дроб­ным. От­но­си­тель­ные Д. так­то­вой но­та­ции (с 17 в.): бре­вис (рав­ная 2 це­лым), це­лая, по­ло­вин­ная, чет­верт­ная (чет­верть), вось­мая, ше­ст­на­дца­тая, трид­цать­вто­рая, ше­сть­де­сят­чет­вёр­тая, сто­два­дцать­вось­мая. Со­от­вет­ст­вую­щие аб­со­лют­ные Д. за­ви­сят от тем­па. Не имею­щее тео­ре­тич. пре­де­ла дроб­ле­ние нот, уд­ли­няю­щие точ­ки и ли­ги, трио­ли, квин­то­ли и т. д. со­зда­ют бес­ко­неч­ное мно­же­ст­во Д., со­от­но­ше­ния ко­то­рых во мно­гих слу­ча­ях не мо­гут точ­но вос­при­ни­мать­ся и вос­про­из­во­дить­ся. Для об­лег­че­ния чте­ния нот ис­поль­зу­ет­ся т. н. груп­пи­ров­ка – объ­еди­не­ние вось­мых и бо­лее мел­ких Д. в груп­пы вяз­ка­ми. В за­пи­си во­каль­ной пар­тии вяз­ки обыч­но со­еди­ня­ют но­ты, при­хо­дя­щие­ся на один слог. При 2 и бо­лее вяз­ках воз­мож­но чле­не­ние груп­пы на под­груп­пы.

В так­те, где вре­менны́е со­от­но­ше­ния под­чи­ня­ют­ся ак­цент­ным (по тя­же­сти), обо­зна­че­ния Д. пре­вра­ти­лись, по су­ще­ст­ву, в ука­за­ния уров­ня на мет­рич. сет­ке, в ко­то­рой зву­ки со­от­но­сят­ся по их ве­со­мо­сти, а Д. – од­но из средств ак­цен­туа­ции. Это от­кры­ва­ет ши­ро­кий про­стор аго­ги­ке в муз. ис­пол­не­нии. В му­зы­ке 20–21 вв. и в её но­та­ции всё ча­ще ис­поль­зу­ют­ся аб­со­лют­ные Д. зву­ков.

Лит.: Хар­лап М. Нот­ные дли­тель­но­сти и па­ра­докс их ре­аль­но­го зна­че­ния… // Ars no­tan­di. Но­та­ция в ме­няю­щем­ся ми­ре. М., 1997.

Вернуться к началу