Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИТМИ́ЧЕСКОЕ ДЕЛЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 542-543

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. О. Чехович, С. Н. Лебедев

РИТМИ́ЧЕСКОЕ ДЕЛЕ́НИЕ, убы­ваю­щая по­сле­до­ва­тель­ность нот­ных дли­тель­но­стей, обес­пе­чи­ваю­щая изы­скан­ность и мно­го­об­ра­зие муз. рит­ма. В Но­вое вре­мя нор­ма­тив­но би­нар­ное Р. д. (на 2, 4, 8 и т. д. рав­ных до­лей; гео­мет­рич. про­грес­сия 2n). Тер­нар­ное де­ле­ние реа­ли­зу­ет­ся как аль­те­ра­ция би­нар­но­го (по­лу­тор­ное уд­ли­не­ние ука­зы­ва­ет­ся с по­мо­щью точ­ки при но­те или пау­зе). Би­нар­ное Р. д. из­вест­но с по­след­ней тре­ти 13 в. (см. Мен­зу­раль­ная но­та­ция), од­на­ко нор­ма­тив­ным ста­ло лишь к 17 в., ко­гда окон­чательно сфор­ми­ро­ва­лись ква­ли­та­тив­ная (ак­цент­ная) мет­ри­ка (см. Метр в му­зы­ке) и такт.

Осо­бые ви­ды Р. д. (англ. tuplets) – мет­ри­че­ски обо­соб­лен­ные груп­пы дли­тель­но­стей, в сум­ме со­став­ляю­щих, как пра­ви­ло, од­ну до­лю так­та. Впер­вые от­ме­ча­ют­ся в мо­те­тах арс ан­тик­ва (Пьер де ла Круа). В ти­пич. си­туа­ции не­ре­гуляр­ные рит­ми­че­ские груп­пы воз­ни­ка­ют в свя­зи с эпи­зо­дич. пе­ре­клю­че­ни­ем в од­ном из го­ло­сов тер­нар­ной мен­зу­ры на би­нар­ную, ре­же на­обо­рот. Из осо­бых рит­ми­че­ских групп в му­зы­ке клас­си­ко-ро­ман­тич. эпо­хи час­то ис­поль­зу­ют­ся трио­ли (три до­ли вме­сто двух, сокр. обо­зна­че­ние 3:2) и дуо­ли (2:3), ре­же квар­то­ли (4:3 или 4:6), квин­то­ли, сек­сто­ли, септоли, октоли, новемоли, деци­мо­ли. В 20 в. в свя­зи с рит­ми­че­ски­ми экс­пе­ри­мен­та­ми аван­гар­ди­стов из­вест­ны слу­чаи бо­лее изо­щрён­но­го и не­ре­гу­ляр­но­го Р. д. Осо­бые ви­ды Р. д. не­ред­ко (в т. ч. сис­те­ма­ти­че­ски в джа­зе) ис­поль­зу­ют­ся для дос­ти­же­ния эф­фек­та по­ли­рит­мии.

Вернуться к началу