РИТМИ́ЧЕСКОЕ ДЕЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИТМИ́ЧЕСКОЕ ДЕЛЕ́НИЕ, убывающая последовательность нотных длительностей, обеспечивающая изысканность и многообразие муз. ритма. В Новое время нормативно бинарное Р. д. (на 2, 4, 8 и т. д. равных долей; геометрич. прогрессия 2–n). Тернарное деление реализуется как альтерация бинарного (полуторное удлинение указывается с помощью точки при ноте или паузе). Бинарное Р. д. известно с последней трети 13 в. (см. Мензуральная нотация), однако нормативным стало лишь к 17 в., когда окончательно сформировались квалитативная (акцентная) метрика (см. Метр в музыке) и такт.
Особые виды Р. д. (англ. tuplets) – метрически обособленные группы длительностей, в сумме составляющих, как правило, одну долю такта. Впервые отмечаются в мотетах арс антиква (Пьер де ла Круа). В типич. ситуации нерегулярные ритмические группы возникают в связи с эпизодич. переключением в одном из голосов тернарной мензуры на бинарную, реже наоборот. Из особых ритмических групп в музыке классико-романтич. эпохи часто используются триоли (три доли вместо двух, сокр. обозначение 3:2) и дуоли (2:3), реже квартоли (4:3 или 4:6), квинтоли, секстоли, септоли, октоли, новемоли, децимоли. В 20 в. в связи с ритмическими экспериментами авангардистов известны случаи более изощрённого и нерегулярного Р. д. Особые виды Р. д. нередко (в т. ч. систематически в джазе) используются для достижения эффекта полиритмии.