Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИМЕТРИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 666

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Холопова (музыка), М. Л. Гаспаров (поэзия)
1. В. А. Моцарт. Опера «Дон Жуан», финал 1-го акта. Менуэт, контрданс и лендлер, исполняемые одновременно тремя оркестрами на сцене.
2. А. П. Бородин. 2-й квартет, II часть.

ПОЛИМЕТРИ́Я (от по­ли… и метр), 1) в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке – со­еди­не­ние в од­но­вре­мен­но­сти двух или бо­лее мет­ров, од­на из рас­про­стра­нён­ных форм ор­га­ни­за­ции по­ли­рит­мии. Для П. ха­рак­тер­но не­сов­па­де­ние мет­рич. ак­цен­тов в разл. го­ло­сах. Наи­бо­лее яр­кое вы­ра­же­ние П. – со­че­та­ние разл. мет­ров на про­тя­жении все­го со­чи­не­ния или круп­но­го его раз­де­ла. Та­кая П. встре­ча­ет­ся ред­ко (кон­тра­пункт трёх тан­цев в раз­ме­рах $3 \atop 4$, $2 \atop 4$ и $3 \atop 8$ в сце­не ба­ла из «Дон Жуа­на» В. А. Мо­цар­та, при­мер 1). Бо­лее рас­про­стра­не­ны крат­кие по­ли­мет­рич. эпи­зо­ды, встре­чаю­щие­ся в не­ус­той­чи­вых мо­мен­тах клас­сич. форм; в не­ко­то­рых слу­ча­ях они ис­поль­зу­ют­ся в скер­цо как иг­ро­вые эле­мен­ты (при­мер 2).

2) В по­эзии – при­ме­не­ние разл. сти­хотв. раз­ме­ров внут­ри од­но­го про­из­ве­де­ния. П. из­вест­на с ан­тич­ных вре­мён; в Но­вое вре­мя бы­ла осо­бен­но упот­ре­би­тель­на в по­эзии ба­рок­ко, ро­ман­тиз­ма, а так­же в твор­че­ст­ве по­этов 20 в. Обыч­но ис­поль­зу­ет­ся в боль­ших про­из­ве­де­ни­ях (по­эмах), где раз­мер вы­дер­жи­ва­ет­ся в од­ном те­ма­ти­че­ски це­лом кус­ке и ме­ня­ет­ся с пе­ре­хо­дом к др. кус­ку (по­эмы «Со­вре­мен­ни­ки» Н. А. Не­кра­со­ва; «Две­на­дцать» А. А. Бло­ка), ре­же – в не­боль­ших сти­хо­тво­ре­ни­ях (напр., у В. В. Мая­ков­ско­го, В. Хлеб­ни­ко­ва).

Вернуться к началу