ПОЛИРИТМИ́Я
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИРИТМИ́Я (от поли… и ритм), в многоголосной музыке сочетание в одновременности двух или нескольких ритмических рисунков (см. Ритм музыкальный). П. в широком смысле – любое объединение разных длительностей (напр., в одном голосе – четвертные, в другом – восьмые); противоположна моноритмии – ритмич. тождеству голосов. П. в узком смысле – такое соединение ритмич. рисунков, при котором в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временна́я единица (напр., сочетание бинарных делений с особыми видами ритмического деления). П. появилась в мензуральной ритмике начиная с позднего Средневековья, где её причиной была вре́менная смена тернарной мензуры бинарной (реже наоборот) в одном из голосов (см. в ст. Мензуральная нотация). Особой изысканностью отличались полиритмич. сочинения композиторов периода Ars subtilior (см. в статьях Арс нова, Маньеризм). У композиторов нидерландской школы П. проявлялась в технике мензуральных пропорций («пропорциональный канон», см. в ст. Канон). В классико-романтич. период характерна для музыки Ф. Шопена, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и мн. др. композиторов. В 20 в. в связи с экспериментами авангардистов появились примеры изощрённых видов ритмич. групп и их сопоставлений – у Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, О. Мессиана и др.
См. также Полиметрия.