Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛИРИТМИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОЛИРИТМИ́Я (от по­ли… и ритм), в мно­го­го­лос­ной му­зы­ке со­че­та­ние в од­но­вре­мен­но­сти двух или не­сколь­ких рит­ми­чес­ких ри­сун­ков (см. Ритм му­зы­каль­ный). П. в ши­ро­ком смыс­ле – лю­бое объ­е­ди­не­ние раз­ных дли­тель­но­стей (напр., в од­ном го­ло­се – чет­верт­ные, в дру­гом – вось­мые); про­ти­во­по­лож­на мо­но­рит­мии – рит­мич. то­ж­де­ст­ву го­ло­сов. П. в уз­ком смыс­ле – та­кое со­еди­не­ние рит­мич. ри­сун­ков, при ко­то­ром в ре­аль­ном зву­ча­нии от­сут­ст­ву­ет со­из­ме­ряю­щая все го­ло­са наи­мень­шая вре­менна́я еди­ни­ца (напр., со­че­та­ние би­нар­ных де­ле­ний с осо­бы­ми ви­да­ми рит­ми­че­ско­го де­ле­ния). П. по­яви­лась в мен­зу­раль­ной рит­ми­ке на­чи­ная с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья, где её при­чи­ной бы­ла вре́­мен­ная сме­на тер­нар­ной мен­зу­ры би­нар­ной (ре­же на­обо­рот) в од­ном из го­ло­сов (см. в ст. Мен­зу­раль­ная но­та­ция). Осо­бой изы­скан­но­стью от­ли­ча­лись по­ли­рит­мич. со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ров пе­рио­да Ars subtilior (см. в стать­ях Арс но­ва, Мань­е­ризм). У ком­по­зи­то­ров ни­дер­ланд­ской шко­лы П. про­яв­ля­лась в тех­ни­ке мен­зу­раль­ных про­пор­ций («про­пор­цио­наль­ный ка­нон», см. в ст. Ка­нон). В клас­си­ко-ро­ман­тич. пе­ри­од ха­рак­тер­на для му­зы­ки Ф. Шо­пе­на, С. В. Рах­ма­ни­но­ва, А. Н. Скря­би­на и мн. др. ком­по­зи­то­ров. В 20 в. в свя­зи с экс­пе­ри­мен­та­ми аван­гар­ди­стов по­яви­лись при­ме­ры изо­щрён­ных ви­дов рит­мич. групп и их со­пос­тав­ле­ний – у Б. Бар­тока, И. Ф. Стра­вин­ско­го, О. Мес­сиа­на и др.

См. так­же По­ли­мет­рия.

Вернуться к началу