Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКЕ́РЦО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 341

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

СКЕ́РЦО (итал. scherzo, букв. – шут­ка), 1) с нач. 17 в. рас­про­стра­нён­ное на­зва­ние во­каль­ных пьес для 1–2 го­ло­сов с бас­со кон­ти­нуо, впер­вые за­фик­си­ро­ва­но в 1605 («Scherzi, capricci et fan­tasie, per cantar a due voci» Г. Пу­ли­ти). Вско­ре так ста­ли на­зы­вать сб-ки разл. во­каль­ных пьес (напр., «Scherzi musi­cali» К. Мон­те­вер­ди, 1607, 1632). По­сте­пен­но тер­мин «С.» стал при­ме­нять­ся и к ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке. В ка­че­ст­ве на­зва­ния ин­ст­ру­мен­таль­ной пье­сы встре­ча­ет­ся в сюи­тах, соль­ных со­на­тах, трио-со­на­тах (Г. Ф. Те­ле­ман) и др.; тер­мин со­хра­нял­ся до И. С. Ба­ха (VI часть кла­вир­ной пар­ти­ты a-moll BWV 827). 2) С кон. 18 в. часть со­нат­но-сим­фо­нич. цик­ла (ча­ще 3-я). Из­ред­ка обо­зна­че­ние «С.» встре­ча­ет­ся в на­зва­ни­ях фи­на­лов [фп. со­на­та (ди­вер­тис­мент) F-dur Й. Гайд­на Hob. XVI:9, фи­нал в про­стой 3-ча­ст­ной фор­ме; фп. со­на­та № 10 Л. ван Бет­хо­ве­на, фи­нал в фор­ме рон­до]. Как за­ме­на ме­ну­эта С. впер­вые поя­ви­лось в 6 квар­те­тах op. 33 Й. Гайд­на в 1781 (ис­поль­зу­ют­ся назв. «Scherzando» в 1-м и 3-м квар­те­тах и «Scherzo» в ос­таль­ных, С. в ка­че­ст­ве II час­ти в 1–4-м квар­те­тах, в ка­че­ст­ве III час­ти – в 5–6-м квар­те­тах). В це­лом ха­рак­тер­ны слож­ная 3-ча­ст­ная фор­ма с трио (см. в ст. Слож­ные фор­мы), быст­рый темп, 3-доль­ный так­то­вый раз­мер (чёт­ные раз­ме­ры встре­ча­ют­ся у Бет­хо­ве­на в 18-й фп. со­на­те, в му­зы­ке 19–20 вв.), рез­кие кон­тра­сты на уров­не мо­ти­вов, фраз, час­тей фор­мы (напр., пере­ме­на мет­ри­че­ско­го так­та); не­ред­ко те­мы С. ас­со­ции­ру­ют­ся с бы­то­вы­ми муз. жан­ра­ми. В му­зы­ке 19 – 1-й пол. 20 вв. встре­ча­ют­ся С. в бо­лее раз­ви­тых фор­мах, напр. в форме рон­до-со­на­ты (III часть 4-й сим­фонии И. Брам­са, II часть 6-й сим­фо­нии Н. Я. Мяс­ков­ско­го). 3) В 19–20 вв. са­мо­сто­ят. муз. жанр: инст­ру­мен­таль­ная пье­са, близ­кая ка­прич­чио. Об­раз­цы – в фп. му­зы­ке Ф. Шо­пе­на, И. Брам­са, П. И. Чай­ков­ско­го, в ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ке П. Дю­ка («Уче­ник ча­ро­дея», 1897), И. Ф. Стра­вин­ско­го («Фан­та­сти­че­ское скер­цо», 1908). На­зва­ния, про­из­вод­ные от «С.», – «скер­ци­но» (пье­са из цик­ла Р. Шу­ма­на «Ли­ст­ки из аль­бо­ма» op. 124; «Scherzino alla tarantella» op. 763 К. Чер­ни) и «скер­цет­то» (пье­са из цик­ла В. Аль­ка­на «48 мо­ти­вов» op. 63, 1861).

Вернуться к началу