СКЕ́РЦО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКЕ́РЦО (итал. scherzo, букв. – шутка), 1) с нач. 17 в. распространённое название вокальных пьес для 1–2 голосов с бассо континуо, впервые зафиксировано в 1605 («Scherzi, capricci et fantasie, per cantar a due voci» Г. Пулити). Вскоре так стали называть сб-ки разл. вокальных пьес (напр., «Scherzi musicali» К. Монтеверди, 1607, 1632). Постепенно термин «С.» стал применяться и к инструментальной музыке. В качестве названия инструментальной пьесы встречается в сюитах, сольных сонатах, трио-сонатах (Г. Ф. Телеман) и др.; термин сохранялся до И. С. Баха (VI часть клавирной партиты a-moll BWV 827). 2) С кон. 18 в. часть сонатно-симфонич. цикла (чаще 3-я). Изредка обозначение «С.» встречается в названиях финалов [фп. соната (дивертисмент) F-dur Й. Гайдна Hob. XVI:9, финал в простой 3-частной форме; фп. соната № 10 Л. ван Бетховена, финал в форме рондо]. Как замена менуэта С. впервые появилось в 6 квартетах op. 33 Й. Гайдна в 1781 (используются назв. «Scherzando» в 1-м и 3-м квартетах и «Scherzo» в остальных, С. в качестве II части в 1–4-м квартетах, в качестве III части – в 5–6-м квартетах). В целом характерны сложная 3-частная форма с трио (см. в ст. Сложные формы), быстрый темп, 3-дольный тактовый размер (чётные размеры встречаются у Бетховена в 18-й фп. сонате, в музыке 19–20 вв.), резкие контрасты на уровне мотивов, фраз, частей формы (напр., перемена метрического такта); нередко темы С. ассоциируются с бытовыми муз. жанрами. В музыке 19 – 1-й пол. 20 вв. встречаются С. в более развитых формах, напр. в форме рондо-сонаты (III часть 4-й симфонии И. Брамса, II часть 6-й симфонии Н. Я. Мясковского). 3) В 19–20 вв. самостоят. муз. жанр: инструментальная пьеса, близкая каприччио. Образцы – в фп. музыке Ф. Шопена, И. Брамса, П. И. Чайковского, в оркестровой музыке П. Дюка («Ученик чародея», 1897), И. Ф. Стравинского («Фантастическое скерцо», 1908). Названия, производные от «С.», – «скерцино» (пьеса из цикла Р. Шумана «Листки из альбома» op. 124; «Scherzino alla tarantella» op. 763 К. Черни) и «скерцетто» (пьеса из цикла В. Алькана «48 мотивов» op. 63, 1861).