КАПРИ́ЧЧИО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАПРИ́ЧЧИО, каприс (итал. capriccio; франц. caprice), в музыке кон. 16 – нач. 17 вв. инструментальная пьеса свободного строения (т. е. не определяемого к.-л. композиц. схемой), основанная на имитации. Близко полифонич. фантазии, ричеркару (напр., К. для органа, К. для чембало Я. П. Свелинка); один из истоков фуги. У Дж. Фрескобальди, И. Фробергера К. виртуозны; иногда в них вводились те или иные, в т. ч. изобразительные, звуковые «причуды» («Каприччио на крик кукушки» Фрескобальди). Эта традиция продолжена в «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха (BWV 992). В кон. 18 – 19 вв. К. (каприс) – виртуозное сочинение для скрипки (у П. Роде, Р. Крейцера, Н. Паганини), в 19 в. К. – также романтич. фп. пьеса (у К. М. фон Вебера, Ф. Мендельсона, И. Брамса). Близкие жанру рапсодии «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского, «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, «Каприччио на цыганские темы» С. В. Рахманинова отмечены нац. колоритом, своенравными переменами темпа и характера движения, блеском оркестрового письма. «Каприччио» – назв. одной из опер Р. Штрауса (1942).