Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИЧЕРКА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 556

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

РИЧЕРКА́Р (итал. ricercar, recercar; от итал. ricercare, recercare – изы­ски­вать, ис­сле­до­вать), жанр зап.-ев­роп. ин­ст­ру­мен­таль­ной (ре­же мно­го­го­лос­ной во­каль­ной) му­зы­ки 16–17 вв. Со­глас­но Х. Г. Эг­геб­рех­ту, тер­мин пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал «оты­ски­ва­ние» ла­да, на­строй­ку на лад (ин­то­на­ция в одном из первичных значений, см. в ст. Псал­модия). Позд­нее под Р. ста­ли по­ни­мать «ра­зы­ска­ние» (раз­ра­бот­ку) мо­ти­вов в му­зы­ке ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­нич. скла­да. Тер­мин Р. наи­бо­лее при­нят по от­но­ше­нию к пье­се, на­пи­сан­ной в ими­та­ци­он­но-по­ли­фо­нич. тех­ни­ке, – соль­ной кла­вир­ной (ча­ще ор­ган­ной) ли­бо ан­самб­ле­вой ин­ст­ру­мен­таль­ной (а так­же во­каль­ной без тек­ста на­по­до­бие во­ка­ли­за ли­бо на ос­но­ве соль­ми­за­ции). В ос­но­ве та­кого Р. обыч­но ле­жит мед­лен­ная те­ма, со­дер­жа­щая воз­мож­ность ак­тив­ной по­ли­фо­нич. раз­ра­бот­ки. В. Апель и др. ис­сле­до­ва­те­ли рас­смат­ри­ва­ют Р. как ин­ст­ру­мен­таль­ный ана­лог мо­те­та. Пер­вый об­ра­зец ан­самб­ле­вой пье­сы с обо­зна­че­ни­ем «Р.» на­хо­дит­ся в сб. «Но­вая му­зыка» (опубл. в 1540). Ан­самб­ле­вые Р. со­чи­ня­ли А. Па­до­ва­но, К. Ме­ру­ло и др. итал. ком­по­зито­ры при­бли­зи­тель­но до 1620. Пер­вые об­раз­цы кла­вир­но­го Р. – 4 пье­сы Дж. Ка­вац­цо­ни, опуб­ли­ко­ван­ные в 1542 или 1543 (в сб. «Intavolatura cioè recer­cari, canzoni, himni, magnificati»). Имен­но в кла­вир­ном (осо­бен­но ор­ган­ном) Р. по­сте­пен­но сфор­ми­ро­ва­лась спе­ци­фи­ка жан­ра, гл. обр. бла­го­да­ря бо­лее сво­бод­ной, чем в ан­самб­ле­вом Р., тех­ни­ке пись­ма. Эта сво­бо­да пре­ж­де все­го ска­за­лась в ор­на­мен­ти­ро­ва­нии стан­дарт­ных ка­ден­ций и в спо­ра­ди­че­ских ква­зиим­про­ви­за­ци­он­ных (обыч­но гам­мо­об­раз­ных) пас­са­жах. Эво­лю­ция кла­вир­но­го Р. в сто­ро­ну «учё­но­го» ими­та­ци­он­но­го сти­ля при­ве­ла к фор­ми­ро­ва­нию фу­ги, при­чём Р. стал рас­смат­ри­вать­ся как её важ­нейший пред­ше­ст­вен­ник (ино­гда вплоть до пол­ной си­но­ни­мии). Пер­вый зна­чит. пред­ста­ви­тель ор­ган­но­го Р. – А. Габ­рие­ли. Кла­вир­ные Р. со­чи­ня­ли так­же итал. ком­по­зи­то­ры Дж. Габ­рие­ли, К. Ме­ру­ло, А. Май­о­не, Дж. М. Тра­ба­чи, Дж. Фре­ско­баль­ди, Б. Сто­ра­че, нем. ком­по­зи­торы Л. Хасс­лер, И. Я. Фро­бер­гер, И. Па­хель­бель, франц. ком­по­зи­то­р Ж. Ти­те­луз [в его сб-ке ор­ган­ных пьес (1623) Р. обо­зна­че­ны как recherches]. Куль­ми­на­ци­ей ба­роч­но­го Р. счи­та­ет­ся 6-го­лос­ный Р. (по су­ще­ст­ву фу­га) из «Му­зы­каль­ного при­но­ше­ния» И. С. Ба­ха. По-ви­димо­му, для Ба­ха жанр Р. имел осо­бое сим­во­лич. зна­че­ние: пер­вой пье­се «Му­зы­каль­но­го при­но­ше­ния» (3-го­лос­но­му Р., в ко­то­ром впер­вые про­хо­дит т. н. коро­лев­ская те­ма) ком­по­зи­тор пред­по­слал ак­ро­стих, скла­ды­ваю­щий­ся в сло­во RICERCAR.

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, гл. обр. в Ита­лии, тер­мин «Р.» при­ме­нял­ся и к не­ими­та­ци­он­ным по­ли­фо­нич. пье­сам для лют­ни и ор­га­на, а так­же к разл. пье­сам ди­дак­тич. на­прав­лен­но­сти, напр. для раз­ви­тия на­вы­ка им­про­ви­за­ции на за­дан­ную гар­мо­нич. мо­дель и/или на бас­со ос­ти­на­то. Пер­вые лют­не­вые Р. опуб­ли­ко­ва­ны в сб-ках О. Пет­руч­чи (1507–1508). Пер­вые ор­ган­ные Р., из­дан­ные в 1523 в сбор­ни­ке М. А. Ка­вац­цо­ни («Re­cerchari, motetti, canzoni»), вы­гля­дят как но­ти­ро­ван­ные им­про­ви­за­ции. В не­ими­та­ци­он­ных Р. для лют­ни и ор­га­на, соз­дан­ных в 16 в., вид­на тен­ден­ция к бо­лее слож­ной фактуре, ха­рак­тер­ной для ими­та­ци­он­но­го Р. Р.-во­ка­ли­зы 16–17 вв. (напр., 2-го­лос­ные «Cantiones sine tex­tu» О. Лас­со) – уп­раж­не­ния в ими­та­ци­он­ной тех­ни­ке для пев­цов.

В 20 в. в рам­ках не­оба­рок­ко Р. со­чи­ня­ли Дж. Ф. Ма­липь­е­ро, Б. Мар­ти­ну, И. Ф. Стра­вин­ский (в кан­та­те на сло­ва англ. по­этов, 2-я и 4-я части), А. Ка­зел­ла, Ю. М. Буц­ко и др. Об­раз­цы до­де­ка­фон­ных Р. – у Л. Дал­ла­пик­ко­лы (в опе­ре «Уз­ник», 3-я сцена).

Лит.: Eggebrecht H. H. Terminus «Ricer­car» // Archiv für Musikwissenschaft. 1952. Jg. 9; idem. Was ist funktionale Musik // ibid. 1973. Jg. 30; Про­то­по­пов В. В. Очер­ки из ис­то­рии ин­ст­ру­мен­таль­ных форм XVI – начала XIX в. М., 1979.

Вернуться к началу