РИЧЕРКА́Р
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИЧЕРКА́Р (итал. ricercar, recercar; от итал. ricercare, recercare – изыскивать, исследовать), жанр зап.-европ. инструментальной (реже многоголосной вокальной) музыки 16–17 вв. Согласно Х. Г. Эггебрехту, термин первоначально обозначал «отыскивание» лада, настройку на лад (интонация в одном из первичных значений, см. в ст. Псалмодия). Позднее под Р. стали понимать «разыскание» (разработку) мотивов в музыке имитационно-полифонич. склада. Термин Р. наиболее принят по отношению к пьесе, написанной в имитационно-полифонич. технике, – сольной клавирной (чаще органной) либо ансамблевой инструментальной (а также вокальной без текста наподобие вокализа либо на основе сольмизации). В основе такого Р. обычно лежит медленная тема, содержащая возможность активной полифонич. разработки. В. Апель и др. исследователи рассматривают Р. как инструментальный аналог мотета. Первый образец ансамблевой пьесы с обозначением «Р.» находится в сб. «Новая музыка» (опубл. в 1540). Ансамблевые Р. сочиняли А. Падовано, К. Меруло и др. итал. композиторы приблизительно до 1620. Первые образцы клавирного Р. – 4 пьесы Дж. Каваццони, опубликованные в 1542 или 1543 (в сб. «Intavolatura cioè recercari, canzoni, himni, magnificati»). Именно в клавирном (особенно органном) Р. постепенно сформировалась специфика жанра, гл. обр. благодаря более свободной, чем в ансамблевом Р., технике письма. Эта свобода прежде всего сказалась в орнаментировании стандартных каденций и в спорадических квазиимпровизационных (обычно гаммообразных) пассажах. Эволюция клавирного Р. в сторону «учёного» имитационного стиля привела к формированию фуги, причём Р. стал рассматриваться как её важнейший предшественник (иногда вплоть до полной синонимии). Первый значит. представитель органного Р. – А. Габриели. Клавирные Р. сочиняли также итал. композиторы Дж. Габриели, К. Меруло, А. Майоне, Дж. М. Трабачи, Дж. Фрескобальди, Б. Стораче, нем. композиторы Л. Хасслер, И. Я. Фробергер, И. Пахельбель, франц. композитор Ж. Тителуз [в его сб-ке органных пьес (1623) Р. обозначены как recherches]. Кульминацией барочного Р. считается 6-голосный Р. (по существу фуга) из «Музыкального приношения» И. С. Баха. По-видимому, для Баха жанр Р. имел особое символич. значение: первой пьесе «Музыкального приношения» (3-голосному Р., в котором впервые проходит т. н. королевская тема) композитор предпослал акростих, складывающийся в слово RICERCAR.
В эпоху Возрождения, гл. обр. в Италии, термин «Р.» применялся и к неимитационным полифонич. пьесам для лютни и органа, а также к разл. пьесам дидактич. направленности, напр. для развития навыка импровизации на заданную гармонич. модель и/или на бассо остинато. Первые лютневые Р. опубликованы в сб-ках О. Петруччи (1507–1508). Первые органные Р., изданные в 1523 в сборнике М. А. Каваццони («Recerchari, motetti, canzoni»), выглядят как нотированные импровизации. В неимитационных Р. для лютни и органа, созданных в 16 в., видна тенденция к более сложной фактуре, характерной для имитационного Р. Р.-вокализы 16–17 вв. (напр., 2-голосные «Cantiones sine textu» О. Лассо) – упражнения в имитационной технике для певцов.
В 20 в. в рамках необарокко Р. сочиняли Дж. Ф. Малипьеро, Б. Мартину, И. Ф. Стравинский (в кантате на слова англ. поэтов, 2-я и 4-я части), А. Казелла, Ю. М. Буцко и др. Образцы додекафонных Р. – у Л. Даллапикколы (в опере «Узник», 3-я сцена).