Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПСАЛМО́ДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 673-674

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ПСАЛМО́ДИЯ (от псал­мы и греч. δ – пе­ние), 1) в хри­сти­ан­ской церк­ви рас­пев псал­мов, пес­ней биб­лей­ских и др. псал­мо­по­доб­ных мо­литв. Со­став­ля­ет важ­ней­шую (в смы­сло­вом и ко­ли­че­ст­вен­ном от­но­ше­нии) часть ка­ж­до­го бо­го­слу­же­ния.

В тра­диц. бо­го­слу­же­нии ка­то­ли­ков, где П. стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­на, раз­ли­ча­ют т. н. ан­ти­фон­ную и рес­пон­сор­ную П. – для рас­пе­ва псал­мов со­от­вет­ст­вен­но с ан­ти­фо­на­ми и рес­пон­со­рия­ми. Ме­ло­ди­че­ски бо­лее раз­ви­та П. боль­ших рес­пон­со­ри­ев (лат. responsoria prolixa) оф­фи­ция. Бо­лее про­ста и упот­ре­би­тель­на ан­ти­фон­ная П. В ва­ти­кан­ских из­да­ни­ях, сле­дую­щих рим. тра­ди­ции лат. об­ря­да, да­ны 8 еди­но­об­раз­но струк­ту­ри­ро­ван­ных ме­ло­дич. мо­де­лей (т. н. псал­мо­вые то­ны, toni psalmorum) и од­на сверх­нор­ма­тив­ная (т. н. блу­ж­даю­щий тон, to­nus peregrinus; по его мо­де­ли рас­пе­ва­ет­ся толь­ко Пс. 113 «In exitu Israel»).

Тек­сто­му­зы­каль­ная струк­ту­ра псал­мо­во­го то­на со­сто­ит из обя­зат. эле­мен­тов. Ин­то­на­ция (intonatio) – фор­му­ла на­ча­ла (вто­рой и по­сле­дую­щие сти­хи псал­ма рас­пе­ва­ют­ся без неё, рас­пев на­чи­на­ет­ся сра­зу с те­но­ра). Те­нор (te­nor) – тон ре­чи­та­ции, до­ми­ни­рую­щий в ме­ло­дич. струк­ту­ре. Те­но­ры всех вось­ми псал­мо­вых то­нов сов­па­да­ют с ре­пер­кус­са­ми ла­дов гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла: те­нор 1-го то­на – a, 2-го то­на – f, и т. д. У «блу­ж­даю­ще­го то­на» те­нор ме­ня­ет­ся (от­сю­да на­зва­ние): в пер­вом по­лу­сти­шии – a, во вто­ром по­лу­сти­шии – g. Ме­диа­ция (лат. mediatio) – сре­дин­ная ка­ден­ция, окан­чи­ваю­щая пер­вое по­лу­сти­шие (distinctio) псал­ма. Тер­ми­на­ция (terminatio) – за­клю­чи­тель­ная ка­ден­ция, со­от­вет­ст­вую­щая окон­ча­нию стро­ки. Для плав­ной сты­ков­ки псал­ма и сле­дую­ще­го за ним ан­ти­фо­на в прак­ти­ке П. ус­та­но­ви­лись разл. фор­му­лы окон­ча­ния – т. н. диф­фе­рен­ции (лат. dif­fe­rentia, букв. – раз­ли­чие). В пев­че­ских кни­гах диф­фе­рен­ции стан­дар­ти­зо­ва­ны: 1-й тон со­дер­жит 10–12 тер­ми­на­ций, тре­тий тон – 5–6, шес­той тон – од­ну, и т. д. Флек­са (flexa, букв. – из­гиб, по­во­рот) – фа­куль­та­тив­ная внут­ри­строч­ная ка­ден­ция пе­ред ме­диа­ци­ей. Встре­ча­ет­ся в тех слу­ча­ях, ко­гда из-за сверх­нор­ма­тив­ной про­тя­жён­но­сти псал­мо­во­го сти­ха не­об­хо­ди­ма ещё од­на це­зу­ра.

За­клю­чит. тон псал­мо­дич. ме­ло­дии-мо­де­ли мо­жет сов­па­дать ли­бо не сов­па­дать с фи­на­ли­сом ан­ти­фо­на (рес­пон­со­рия); напр., ни од­на из че­ты­рёх стан­дарт­ных диф­фе­рен­ций 7-го то­на не окан­чи­ва­ет­ся на фи­на­ли­се (a, c1, c2, d); две из че­ты­рёх диф­фе­рен­ций 8-го то­на окан­чи­ва­ют­ся на вы­со­те фи­на­ли­са (G, G), а две нет (a, c). Связь гри­го­ри­ан­ских пес­но­пе­ний и псал­мо­вых то­нов оче­вид­на; од­на­ко, учи­ты­вая боль­шое раз­но­об­ра­зие ста­рин­ных пев­че­ских тра­ди­ций (оно на­блю­да­ет­ся, напр., при срав­не­нии мн. со­хра­нив­ших­ся то­на­ри­ев), рас­смат­ри­вать псал­мо­вый тон как «квинт­эс­сен­цию» зап.-ев­роп. мо­даль­но­сти всё же нель­зя. Во­прос о со­от­но­ше­нии ка­то­лич. П. и гри­го­ри­ан­ско­го хо­ра­ла, об их ро­ли в эво­лю­ции ев­роп. гар­мо­нии ос­та­ёт­ся дис­кус­си­он­ным.

Сре­ди мн. ло­каль­ных зап.-ев­роп. тра­ди­ций (мо­за­раб­ская, ам­вро­си­ан­ская и др.) ши­ро­ко из­вест­на тра­ди­ция не­мец­кой ан­ти­фон­ной П., вос­хо­дя­щая к пев­че­ской шко­ле ср.-век. мон. Санкт-Гал­лен. Ме­ло­дии-фор­му­лы в ней свои, но эле­мен­ты струк­ту­ры те же, что и в рим. тра­ди­ции. Вме­сто но­ме­ров псал­мо­вых то­нов (1–8-й) здесь ис­поль­зу­ют­ся бу­к­вы лат. и греч. ал­фа­ви­тов: для 1-го то­на – a, для вто­ро­го – e, да­лее по по­рядку – i, o, u, η, y, ω. В прак­ти­ке пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния ти­по­ло­гич. ана­ло­гом псал­мо­во­го то­на яв­ля­ет­ся глас; фор­муль­ность ха­рак­тер­на для зна­мен­но­го рас­пе­ва и со­хра­ня­ет­ся в совр. мно­го­го­лос­ном цер­ков­ном оби­хо­де. Фор­муль­ные рас­пе­вы псал­мов су­ще­ст­ву­ют так­же у про­тес­тан­тов.

2) П., псал­мо­ди­ро­ва­ние, – в ши­ро­ком смыс­ле вся­кая мо­но­тон­ная ре­чи­та­ция.

Лит.: Antiphonale monasticum. P. e. a., 1934; Liber usualis. Tournai, 1961; Hiley D. Western plainchant: A handbook. Oxf., 1993; Powers H. From psalmody to tonality // Tonal structures in early music / Ed. C. C. Judd. N. Y.; L., 1998; Хо­ло­пов Ю. Н. Прак­ти­че­ские ре­ко­мен­да­ции к оп­ре­де­ле­нию ла­да в ста­рин­ной му­зы­ке // Ста­рин­ная му­зы­ка: Прак­ти­ка, аран­жи­ров­ка, ре­кон­ст­рук­ция. М., 1999.

Вернуться к началу