ПСАЛМО́ДИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПСАЛМО́ДИЯ (от псалмы и греч. ᾠδή – пение), 1) в христианской церкви распев псалмов, песней библейских и др. псалмоподобных молитв. Составляет важнейшую (в смысловом и количественном отношении) часть каждого богослужения.
В традиц. богослужении католиков, где П. строго регламентирована, различают т. н. антифонную и респонсорную П. – для распева псалмов соответственно с антифонами и респонсориями. Мелодически более развита П. больших респонсориев (лат. responsoria prolixa) оффиция. Более проста и употребительна антифонная П. В ватиканских изданиях, следующих рим. традиции лат. обряда, даны 8 единообразно структурированных мелодич. моделей (т. н. псалмовые тоны, toni psalmorum) и одна сверхнормативная (т. н. блуждающий тон, tonus peregrinus; по его модели распевается только Пс. 113 «In exitu Israel»).
Текстомузыкальная структура псалмового тона состоит из обязат. элементов. Интонация (intonatio) – формула начала (второй и последующие стихи псалма распеваются без неё, распев начинается сразу с тенора). Тенор (tenor) – тон речитации, доминирующий в мелодич. структуре. Теноры всех восьми псалмовых тонов совпадают с реперкуссами ладов григорианского хорала: тенор 1-го тона – a, 2-го тона – f, и т. д. У «блуждающего тона» тенор меняется (отсюда название): в первом полустишии – a, во втором полустишии – g. Медиация (лат. mediatio) – срединная каденция, оканчивающая первое полустишие (distinctio) псалма. Терминация (terminatio) – заключительная каденция, соответствующая окончанию строки. Для плавной стыковки псалма и следующего за ним антифона в практике П. установились разл. формулы окончания – т. н. дифференции (лат. differentia, букв. – различие). В певческих книгах дифференции стандартизованы: 1-й тон содержит 10–12 терминаций, третий тон – 5–6, шестой тон – одну, и т. д. Флекса (flexa, букв. – изгиб, поворот) – факультативная внутристрочная каденция перед медиацией. Встречается в тех случаях, когда из-за сверхнормативной протяжённости псалмового стиха необходима ещё одна цезура.
Заключит. тон псалмодич. мелодии-модели может совпадать либо не совпадать с финалисом антифона (респонсория); напр., ни одна из четырёх стандартных дифференций 7-го тона не оканчивается на финалисе (a, c1, c2, d); две из четырёх дифференций 8-го тона оканчиваются на высоте финалиса (G, G), а две нет (a, c). Связь григорианских песнопений и псалмовых тонов очевидна; однако, учитывая большое разнообразие старинных певческих традиций (оно наблюдается, напр., при сравнении мн. сохранившихся тонариев), рассматривать псалмовый тон как «квинтэссенцию» зап.-европ. модальности всё же нельзя. Вопрос о соотношении католич. П. и григорианского хорала, об их роли в эволюции европ. гармонии остаётся дискуссионным.
Среди мн. локальных зап.-европ. традиций (мозарабская, амвросианская и др.) широко известна традиция немецкой антифонной П., восходящая к певческой школе ср.-век. мон. Санкт-Галлен. Мелодии-формулы в ней свои, но элементы структуры те же, что и в рим. традиции. Вместо номеров псалмовых тонов (1–8-й) здесь используются буквы лат. и греч. алфавитов: для 1-го тона – a, для второго – e, далее по порядку – i, o, u, η, y, ω. В практике православного богослужения типологич. аналогом псалмового тона является глас; формульность характерна для знаменного распева и сохраняется в совр. многоголосном церковном обиходе. Формульные распевы псалмов существуют также у протестантов.
2) П., псалмодирование, – в широком смысле всякая монотонная речитация.