Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИНА́ЛИС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 379

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ФИНА́ЛИС [лат. finalis (vox) – за­клю­чи­тель­ный (звук)], ко­неч­ный тон-ус­той в гри­го­ри­ан­ском хо­ра­ле. За­клю­чи­тель­ный тон в мо­но­дий­ном рас­пе­ве, т. е. фор­маль­но вы­де­лен­ный и по­то­му осо­бен­но зна­чи­мый. Ф. – важ­ней­шая ка­те­го­рия ср.-век. мо­даль­но­го ла­да (см. Мо­даль­ность). В от­ли­чие от то­наль­но­сти, реа­ли­зую­щей­ся как сис­те­ма тя­го­те­ний ме­ж­ду пе­ри­фе­ри­ей и цен­тром, мо­даль­ный лад раз­во­ра­чи­ва­ет­ся пу­тём об­хо­да сту­пе­ней зву­ко­ря­да, от­сю­да «ре­зуль­та­тив­ное» зна­че­ние Ф. По сви­де­тель­ст­ву Гви­до Аре­тин­ско­го, «за­пе­вая ме­ло­дию, ты не ве­да­ешь, что по­сле­ду­ет; окон­чив же её, по­ни­ма­ешь всё, что пред­ше­ст­во­ва­ло». Та­ким об­ра­зом, Ф. как тео­ре­тич. ка­те­го­рия не рав­но­зна­чен то­ни­ке. На прак­ти­ке Ф. за­час­тую ам­би­ва­лен­тен, со­еди­няя в се­бе функ­ции мо­даль­но­го и то­наль­но­го ус­то­ев, напр., в се­к­вен­ции Dies irae, гим­не «Ave maris stella», ан­ти­фо­не «Salve Regina».

Ко­неч­ный тон-ус­той – ка­те­го­рия лю­бо­го мо­даль­но­го ла­да, од­на­ко тер­мин «Ф.» не при­ме­ня­ет­ся к лю­бой мо­но­дии (напр., его не при­ня­то ис­поль­зо­вать как обо­зна­че­ние ко­неч­но­го то­на в др.-рус. зна­мен­ном рас­пе­ве, араб. ма­ка­ме). Хо­тя тер­мин ис­то­ри­че­ски свя­зан с цер­ков­ной мо­но­ди­ей, в совр. нау­ке его не­ред­ко рас­про­стра­ня­ют на мно­го­го­лос­ные ла­ды цер­ков­ной и свет­ской му­зы­ки зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья и Воз­ро­ж­де­ния. При та­кой экс­т­ра­по­ля­ции Ф. на­зы­ва­ют не один тон, а со­зву­чие (ин­тер­валь­ный ком­плекс – «кон­корд»; ак­корд).

Вернуться к началу