ФИНА́ЛИС
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИНА́ЛИС [лат. finalis (vox) – заключительный (звук)], конечный тон-устой в григорианском хорале. Заключительный тон в монодийном распеве, т. е. формально выделенный и потому особенно значимый. Ф. – важнейшая категория ср.-век. модального лада (см. Модальность). В отличие от тональности, реализующейся как система тяготений между периферией и центром, модальный лад разворачивается путём обхода ступеней звукоряда, отсюда «результативное» значение Ф. По свидетельству Гвидо Аретинского, «запевая мелодию, ты не ведаешь, что последует; окончив же её, понимаешь всё, что предшествовало». Таким образом, Ф. как теоретич. категория не равнозначен тонике. На практике Ф. зачастую амбивалентен, соединяя в себе функции модального и тонального устоев, напр., в секвенции Dies irae, гимне «Ave maris stella», антифоне «Salve Regina».
Конечный тон-устой – категория любого модального лада, однако термин «Ф.» не применяется к любой монодии (напр., его не принято использовать как обозначение конечного тона в др.-рус. знаменном распеве, араб. макаме). Хотя термин исторически связан с церковной монодией, в совр. науке его нередко распространяют на многоголосные лады церковной и светской музыки зап.-европ. Средневековья и Возрождения. При такой экстраполяции Ф. называют не один тон, а созвучие (интервальный комплекс – «конкорд»; аккорд).