Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗНА́МЕННЫЙ РАСПЕ́В

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 516-517

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ф. Владышевская, Н. В. Заболотная

ЗНА́МЕННЫЙ РАСПЕ́В, осн. вид бо­го­слу­жеб­но­го пе­ния Древ­ней Ру­си. На­зва­ние по­лу­чил от не­вмен­ных зна­ков – «зна­мён» (см. Крю­ки), ис­поль­зо­вав­ших­ся для его за­пи­си. Ис­точ­ни­ком для зна­мен­ной но­та­ции по­слу­жи­ла па­лео­ви­зан­тий­ская (т. н. куа­лен­ская); из ви­зант. ли­тур­гич. прак­ти­ки был за­им­ст­во­ван и прин­цип ор­га­ни­за­ции тек­стов, на­пе­вов, ин­то­на­ци­он­ных фор­мул – сис­те­ма ос­мо­гла­сия (см. так­же Глас). З. р. 11–17 вв. пред­став­ля­ет со­бой стро­гую во­каль­ную мо­но­дию; для не­го ха­рак­тер­на мо­даль­ная ла­до­вая ор­га­ни­за­ция, до сих пор не по­лу­чив­шая удо­вле­тво­ри­тель­но­го на­уч. объяс­не­ния (б. ч. пес­но­пе­ний 11–16 вв. не под­да­ёт­ся рас­шиф­ров­ке, ос­но­ву ме­ло­ди­ки 17 в. со­став­ля­ет оби­ход­ный зву­ко­ряд, сту­пе­ни ко­то­ро­го от­ра­же­ны в но­та­ции пос­ред­ст­вом по­мет или при­зна́­ков). Муз. фор­ма со­от­вет­ст­ву­ет струк­ту­ре бо­го­слу­жеб­ных тек­стов (тек­сто­му­зы­каль­ная фор­ма); не­ре­гу­ляр­ная рит­ми­ка на­пе­вов по-раз­но­му со­от­но­сит­ся с мо­лит­во­слов­ным сти­хом. Раз­ли­ча­ют­ся сил­ла­би­чес­кий (слог-звук), не­вма­ти­чес­кий (2–4 зву­ка на слог) и ме­лиз­ма­ти­чес­кий (ши­ро­кая во­ка­ли­за­ция, ха­рак­тер­ная для осо­бо тор­жеств. мо­мен­тов бо­го­слу­же­ния) ти­пы со­от­но­ше­ния тек­ста и на­пе­ва. Наи­бо­лее про­тя­жён­ные рас­пев­ные обо­ро­ты – т. н. ли­ца и фи­ты – обыч­но от­но­сят­ся к клю­че­вым сло­вам тек­ста.

При со­хра­не­нии ви­зант. бо­го­слу­жеб­но­го ка­но­на в др.-рус. пе­нии ра­но вы­яви­лись ин­то­на­ци­он­ные от­ли­чия на­пе­вов от их греч. про­об­ра­зов, от­ра­жаю­щие спе­ци­фи­ку пе­ре­вод­ных тек­стов на цер­ков­но­сла­вян­ском яз. и ло­каль­ные осо­бен­но­сти. Гре­чес­ко-рус. дву­язы­чие со­хра­ня­лось ино­гда при по­пе­ре­мен­ном ан­ти­фон­ном пе­нии на два кли­ро­са. Вме­сте с тем нов­ше­ст­ва позд­не­ви­зант. цер­ков­но­го пе­ния (напр., ин­тер­валь­ная оп­ре­де­лён­ность но­та­ции) не по­лу­чи­ли от­ра­же­ния в З. р., со­хра­нив­шем вер­ность наи­бо­лее древ­ним об­раз­цам. Ус­той­чи­вость ме­ло­дич. об­ли­ка З. р. обес­пе­чи­ва­ет­ся прин­ци­пом пе­ния «на по­до­бен»: боль­шин­ст­во пес­но­пе­ний рас­пе­ва­ет­ся по из­вест­ным об­раз­цам, с со­хра­не­ни­ем смыс­ло­вых и струк­тур­ных опор пес­но­пе­ния-мо­де­ли. З. р. про­пе­ва­лись осн. бо­го­слу­жеб­ные кни­ги – Ир­мо­ло­гий, Ок­то­их, Три­одь Пост­ная и Цвет­ная, Оби­ход, Празд­ни­ки. В 11–14 вв. бы­ли рав­но рас­про­стра­не­ны как пись­мен­ная, так и уст­ная фор­мы пе­ре­да­чи З. р., мн. пев­чес­кие кни­ги это­го пе­рио­да не но­ти­ро­ва­лись пол­но­стью. В 15–17 вв. по ме­ре ти­пи­за­ции но­ти­ро­ван­ных пев­чес­ких книг зна­мен­ная но­та­ция со­вер­шен­ст­во­ва­лась, от­ра­жая бо­га­тей­ший фонд ме­ло­дий-по­пе­вок, связь и пос­ле­до­ва­тель­ность ко­то­рых под­чи­ня­ют­ся оп­ре­де­лён­ным пра­ви­лам.

Малый знаменный распев, глас 2-й.

В про­цес­се раз­ви­тия З. р. воз­ник­ло нес­коль­ко его раз­но­вид­но­стей. Ма­лый З. р. сохранил силлабич. произнесение текста, распространённое в бо­го­слу­жеб­ном пении с 11 в. Боль­шой З. р. ме­лиз­ма­ти­че­ско­го ти­па воз­ник в 16 в.; сре­ди его соз­да­те­лей – рас­пев­щи­ки Фёдор Кре­сть­я­нин, Сав­ва Ро­гов и их уче­ни­ки. Боль­шой З. р. от­ли­ча­ют ши­ро­кая внут­ри­сло­го­вая рас­пев­ность, сво­бод­ная из­мен­чи­вость ме­ло­дич. ри­сун­ка (че­ре­до­ва­ние по­сту­пен­но­го дви­же­ния и скач­ков). З. р. по­слу­жил ис­точ­ни­ком пу­те­во­го рас­пе­ва и де­ме­ст­вен­но­го рас­пе­ва; раз­ви­тие зна­ков зна­мен­ной но­та­ции ле­жит в ос­но­ве пу­те­вой и де­ме­ст­вен­ной но­та­ций. Ме­ло­дии З. р. ис­поль­зо­ва­лись в мно­го­го­лос­ном строч­ном пе­нии, пар­тес­ном пе­нии (трёх- и че­ты­рёх­го­лос­ные гар­мо­ни­за­ции).

Большой знаменный распев, глас 5-й.

В 1772 Си­но­даль­ной ти­по­гра­фи­ей бы­ли из­да­ны но­то­ли­ней­ные од­но­го­лос­ные пев­че­ские кни­ги с пес­но­пе­ния­ми зна­мен­но­го и др. рас­пе­вов, по­слу­жив­шие ос­но­вой для об­ра­бо­ток и гар­мо­ни­за­ций 19–20 вв. К гар­мо­ни­за­ции З. р. об­ра­ща­лись М. И. Глин­ка, М. А. Ба­ла­ки­рев, Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков, П. И. Чай­ков­ский; но­вые прин­ци­пы об­ра­бот­ки З. р., най­ден­ные А. Д. Кас­таль­ским и ос­но­ван­ные на рус. на­род­но-пе­сен­ном мно­го­го­ло­сии, ока­за­ли влия­ние на твор­че­ст­во П. Г. Чес­но­ко­ва, А. В. Ни­коль­ско­го, А. Т. Гре­ча­ни­но­ва, С. В. Рах­ма­ни­но­ва (Ли­тур­гия, Все­нощ­ное бде­ние и др.). В совр. цер­ков­ном пе­нии З. р. ис­поль­зу­ет­ся в со­кра­щён­ном ви­де – ино­гда в ви­де мо­но­дии, но ча­ще как ин­то­нац. ос­но­ва оби­ход­но­го мно­го­го­ло­сия, как ис­точ­ник мно­го­го­лос­ных об­ра­бо­ток и ду­хов­но-муз. со­чи­не­ний. В бо­го­слу­же­нии ста­ро­об­ряд­цев З. р. зву­чит как тра­диц. мо­но­дия.

Лит.: Воз­не­сен­ский И. О цер­ков­ном пе­нии пра­во­слав­ной гре­ко-рос­сий­ской церк­ви. К., 1887. Вып. 1: Боль­шой зна­мен­ный на­пев; Смо­лен­ский С. Аз­бу­ка зна­мен­но­го пе­ния стар­ца Алек­сан­д­ра Ме­зен­ца. Ка­зань, 1888; Swan A. The znamenny chant of the russian church // The Musical Quarterly. 1940. Vol. 26; Браж­ни­ков М.  Пу­ти раз­ви­тия и за­да­чи рас­шиф­ров­ки зна­мен­но­го рос­пе­ва XII–XVIII вв. Л.; М., 1949; он же. Но­вые па­мят­ни­ки зна­мен­ного рас­пе­ва. Л., 1967; он же. Древ­не­рус­ская тео­рия му­зы­ки. Л., 1972; он же. Ста­тьи о древ­не­рус­ской му­зы­ке. Л., 1975; он же. Ли­ца и фи­ты зна­мен­но­го рас­пе­ва. Л., 1984; он же. Рус­ская пев­че­ская па­лео­гра­фия. СПб., 2002; Бе­ля­ев В. Му­зы­ка // Ис­то­рия куль­ту­ры древ­ней Ру­си. М.; Л., 1951. Т. 2; он же. Древ­не­рус­ская му­зы­каль­ная пись­мен­ность. М., 1962; Скреб­ков С. Рус­ская хо­ро­вая му­зы­ка XVII – нач. XVIII в. М., 1969; Ус­пен­ский Н. Древ­не­рус­ское пев­че­ское ис­кус­ст­во. 2-е изд. М., 1971; он же. Об­раз­цы древ­не­рус­ско­го пев­че­ско­го ис­кус­ст­ва. 2-е изд. Л., 1971; Про­бле­мы ис­то­рии и тео­рии древ­не­рус­ской му­зы­ки. Л., 1979; Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1983. Т. 1: Кел­дыш Ю. Древ­няя Русь XI–XVII в.; Ло­зо­вая И. Е., Шев­чук Е. Ю. Цер­ков­ное пе­ние // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т.: Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь (библ.); Вла­ды­шев­ская Т. Ф. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Древ­ней Ру­си. М., 2006. См. так­же лит. при статьях Ос­мо­гла­сие, Распев.

Вернуться к началу