Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕСНОКО́В ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 506

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Ю. Трубинов

ЧЕСНОКО́В Па­вел Гри­горь­е­вич [12(24).10.1877, с. Ива­нов­ское Зве­ни­го­род­ско­го у. Мо­с­ков­ской губ. – 14.3.1944, Мо­ск­ва], рос. хо­ро­вой ди­ри­жёр, ре­гент, ком­по­зи­тор, пе­да­гог. Окон­чил моск. Си­но­даль­ное уч-ще цер­ков­но­го пе­ния (1895) и Моск. конс. по клас­су ком­по­зи­ции М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва (1917). В 1895–99 брал уро­ки ком­по­зи­ции у С. И. Та­нее­ва. С 1903 ре­гент хо­ра при хра­ме Трои­цы Жи­во­на­чаль­ной на Гря­зех у По­кров­ских во­рот, под рук. Ч. при­об­рет­ше­го сла­ву луч­ше­го цер­ков­но­го хо­ра в Мо­ск­ве. По­след­ний ре­гент Хри­ста Спа­си­те­ля хра­ма (до его за­кры­тия в 1931). Ди­ри­жёр ка­пел­лы Рус. хо­ро­во­го об-ва (1916–17). В ка­че­ст­ве ре­ген­та уча­ст­во­вал в ин­тро­ни­за­ции пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1917). Ру­ко­во­дил Гос. хо­ром (1917–22), Моск. ака­де­мич. ка­пел­лой (1922–28; в 1926 ис­пол­нил Все­нощ­ное бде­ние С. В. Рах­ма­ни­но­ва), ка­пел­лой Моск. фи­лар­мо­нии (1932–33). Хор­мей­стер моск. Боль­шо­го те­ат­ра (1931–33). Пре­по­да­вал хо­ро­вое ди­ри­жи­ро­ва­ние в Си­но­даль­ном уч-ще (1895–1916), Моск. кон­сер­ва­то­рии (1920–44, проф. с 1921; в 1932–33 ру­ко­во­дил об­ще­ву­зов­ским хо­ром). Сре­ди уче­ни­ков – И. Г. Лиц­вен­ко, Г. П. Лу­зе­нин, А. Ю. Пет­ров­ский, А. Б. Ха­за­нов.

Один из вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей «но­во­го» (или «цер­ков­но-на­цио­наль­но­го») на­прав­ле­ния в рус. цер­ков­ной му­зы­ке. Ав­тор ок. 500 со­чи­не­ний, бо́ль­шая часть ко­то­рых – ду­хов­ные хо­ры, ны­не наи­бо­лее из­вест­ны «Бла­жен муж», «Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя», «Ма­ти Бо­жия». Ч.-ком­по­зи­тор на про­тя­же­нии всей жиз­ни под­вер­гал­ся кри­ти­ке: до 1917 за чрез­мер­ную «ху­до­же­ст­вен­ность» ду­хов­ной му­зы­ки, по­сле 1917 за «цер­ков­ни­че­ст­во». Зна­чит. часть ду­хов­ной му­зы­ки (неск. цик­лов Ли­тур­гии, Все­нощ­ной; па­ни­хи­ды, цик­лы «Во дни бра­ни», «Ко Пре­свя­той Вла­ды­чи­це» и др.) вновь ста­ла ис­пол­нять­ся лишь в пост­со­вет­ское вре­мя. Свет­ские хо­ры на сти­хи рус. по­этов, об­ра­бот­ки нар. пе­сен ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в совр. учеб­ной прак­ти­ке. Кни­га «Хор и управ­ле­ние им» (1940, 4-е изд., 2015) – пер­вый и по­ны­не наи­бо­лее зна­чит. труд в отеч. ме­то­дич. ли­те­ра­ту­ре в этой об­лас­ти.

Лит.: Лок­шин Д. Л. За­ме­ча­тель­ные рус­ские хо­ры и их ди­ри­же­ры. 2-е изд. М., 1963; Ту­га­ри­нов Е. С. Рус­ские ре­ген­ты. М., 2015.

Вернуться к началу