ЧЕСНОКО́В ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЕСНОКО́В Павел Григорьевич [12(24).10.1877, с. Ивановское Звенигородского у. Московской губ. – 14.3.1944, Москва], рос. хоровой дирижёр, регент, композитор, педагог. Окончил моск. Синодальное уч-ще церковного пения (1895) и Моск. конс. по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова (1917). В 1895–99 брал уроки композиции у С. И. Танеева. С 1903 регент хора при храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, под рук. Ч. приобретшего славу лучшего церковного хора в Москве. Последний регент Христа Спасителя храма (до его закрытия в 1931). Дирижёр капеллы Рус. хорового об-ва (1916–17). В качестве регента участвовал в интронизации патриарха Тихона (1917). Руководил Гос. хором (1917–22), Моск. академич. капеллой (1922–28; в 1926 исполнил Всенощное бдение С. В. Рахманинова), капеллой Моск. филармонии (1932–33). Хормейстер моск. Большого театра (1931–33). Преподавал хоровое дирижирование в Синодальном уч-ще (1895–1916), Моск. консерватории (1920–44, проф. с 1921; в 1932–33 руководил общевузовским хором). Среди учеников – И. Г. Лицвенко, Г. П. Лузенин, А. Ю. Петровский, А. Б. Хазанов.
Один из виднейших представителей «нового» (или «церковно-национального») направления в рус. церковной музыке. Автор ок. 500 сочинений, бо́льшая часть которых – духовные хоры, ныне наиболее известны «Блажен муж», «Да исправится молитва моя», «Мати Божия». Ч.-композитор на протяжении всей жизни подвергался критике: до 1917 за чрезмерную «художественность» духовной музыки, после 1917 за «церковничество». Значит. часть духовной музыки (неск. циклов Литургии, Всенощной; панихиды, циклы «Во дни брани», «Ко Пресвятой Владычице» и др.) вновь стала исполняться лишь в постсоветское время. Светские хоры на стихи рус. поэтов, обработки нар. песен широко используются в совр. учебной практике. Книга «Хор и управление им» (1940, 4-е изд., 2015) – первый и поныне наиболее значит. труд в отеч. методич. литературе в этой области.