ГРЕЧАНИ́НОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЕЧАНИ́НОВ Александр Тихонович [13 (25).10.1864, Москва – 4.1.1956, Нью-Йорк], рос. композитор. Из купеч. семьи. В 1881–90 учился в Моск. конс., в 1893 окончил С.-Петерб. конс. по классу Н. А. Римского-Корсакова. С 1896 – в Москве, проф. по классу композиции Муз.-драматич. училища Моск. филармонич. об-ва. С кон. 1890-х гг. работал в области духовной музыки, наряду с А. Д. Кастальским гл. представитель т. н. моск. школы, ориентировавшейся на возрождение древних церковно-певч. традиций (программной стала статья Г. «Несколько слов о "духе" церковных песнопений», 1900). При этом он был первым композитором, который ввёл в рус. духовную музыку муз. инструменты. Среди лучших сочинений дореволюц. периода: «Страстная седмица» (для смешанного хора а капелла; исполнена в 1912 в Москве), кантата «Хвалите Бога» (на тексты псалмов, для тенора, хора, струнного оркестра, органа и арфы; исполнена в 1915 в Москве; 2-я ред. на франц. яз., 1932, Брюссель), «Демественная литургия» (для тенора и баса, смешанного хора, органа, арфы и оркестра; исполнена в 1918 в Москве под упр. С. А. Кусевицкого). Предложение Г. ввести орган в православное богослужение было отклонено Поместным собором РПЦ в 1917–18.
Г. написал музыку к ряду спектаклей МХТ, в т. ч. к «Снегурочке» А. Н. Островского (1900). В опере «Добрыня Никитич» (1903, Большой театр, Москва; в заглавной роли – Ф. И. Шаляпин) выступил как последователь Н. А. Римского-Корсакова. В опере-мистерии «Сестра Беатриса» (по М. Метерлинку, 1912, Москва) нашло отражение его увлечение Р. Вагнером. В творчестве последующих лет сказалось влияние франц. музыки того времени. 2-й и 3-й струнные квартеты отмечены Глинкинской пр. (1914, 1916). С 1910 выступал в концертах, аккомпанировал певцам – исполнителям его собств. романсов.
С 1903 зам. пред. Муз.-этнографич. комиссии при Этнографич. отделе Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии Моск. ун-та, сделал множество обработок нар. песен. В 1904 участвовал в организации Нар. консерватории в Москве. С 1906 выступал в периодич. печати как муз. критик. Один из учредителей об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека» (1909).
После Окт. революции 1917 Г. продолжал активно гастролировать как дирижёр и пианист, работал с детскими хорами (в т. ч. в колонии для беспризорных), выступал с лекциями-концертами перед рабочей аудиторией. Преподавал в муз. школах сестёр Гнесиных и Т. Л. Беркман, создал детские оперы (с фп. сопровождением), много песен, фп. пьес. В 1917 написал «Гимн свободной России» (на слова К. Д. Бальмонта). Один из первых сотрудников Муз. отдела Наркомпроса (с 1918), чл. правления Моск. проф. союза композиторов (с 1918).
Уехав в 1925 за рубеж на гастроли, Г. в Россию не вернулся, поселился в Париже. В 1929 совершил концертное турне по США с певицей Н. П. Кошиц. С 1939 жил в Нью-Йорке (гражданин США с 1946). В 1943 написал кантату-поэму «К победе», посвящённую Красной Армии, в 1945 – «Элегическую поэму» для фп., посвящённую «памяти героев, жизнь свою положивших в борьбе за свободу».
Г. – автор мн. произведений разных жанров; в 1940–50-х гг. за рубежом был впервые исполнен ряд его крупных сочинений: симфонии – 3-я (соч. 1923; исполнена под упр. П. Черкасского, Бостон, 1948), 4-я (соч. 1924; исполнена под упр. Дж. Барбиролли, Нью-Йорк), 5-я (соч. 1936; исполнена под упр. Л. Стоковского, Филадельфия; обе в 1942), опера «Женитьба» (соч. 1946, на текст Н. В. Гоголя, 1950, Париж). В 1944 в Бостоне под упр. С. А. Кусевицкого впервые исполнена «Экуменическая месса» (для солистов, хора, органа и оркестра), в которой Г. пытался объединить особенности католич. и православной музыки. В России интерес к музыке Г. возобновился во 2-й пол. 1980-х гг.