Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЕЧАНИ́НОВ АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова

ГРЕЧАНИ́НОВ Алек­сандр Ти­хо­но­вич [13 (25).10.1864, Мо­ск­ва – 4.1.1956, Нью-Йорк], рос. ком­по­зи­тор. Из ку­печ. се­мьи. В 1881–90 учил­ся в Моск. конс., в 1893 окон­чил С.-Пе­терб. конс. по клас­су Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. С 1896 – в Мо­ск­ве, проф. по клас­су ком­по­зи­ции Муз.-дра­ма­тич. учи­ли­ща Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва. С кон. 1890-х гг. ра­бо­тал в об­лас­ти ду­хов­ной му­зы­ки, на­ря­ду с А. Д. Кас­таль­ским гл. пред­ста­ви­тель т. н. моск. шко­лы, ори­ен­ти­ро­вав­шей­ся на воз­ро­ж­де­ние древ­них цер­ков­но-певч. тра­ди­ций (про­грамм­ной ста­ла ста­тья Г. «Не­сколь­ко слов о "ду­хе" церков­ных пес­но­пе­ний», 1900). При этом он был пер­вым ком­по­зи­то­ром, ко­то­рый ввёл в рус. ду­хов­ную му­зы­ку муз. ин­ст­ру­мен­ты. Сре­ди луч­ших со­чи­не­ний до­ре­во­люц. пе­рио­да: «Стра­ст­ная сед­ми­ца» (для сме­шан­но­го хо­ра а ка­пел­ла; ис­пол­не­на в 1912 в Мо­ск­ве), кан­та­та «Хва­ли­те Бо­га» (на тек­сты псал­мов, для те­но­ра, хо­ра, струн­но­го ор­ке­ст­ра, ор­га­на и ар­фы; ис­пол­не­на в 1915 в Мо­ск­ве; 2-я ред. на франц. яз., 1932, Брюс­сель), «Де­ме­ст­вен­ная ли­тур­гия» (для те­но­ра и ба­са, сме­шан­но­го хо­ра, ор­га­на, ар­фы и ор­ке­ст­ра; ис­пол­не­на в 1918 в Мо­ск­ве под упр. С. А. Ку­се­виц­ко­го). Пред­ло­же­ние Г. вве­сти ор­ган в пра­во­слав­ное бо­го­слу­же­ние бы­ло от­кло­не­но По­ме­ст­ным со­бо­ром РПЦ в 1917–18.

Г. на­пи­сал му­зы­ку к ря­ду спек­так­лей МХТ, в т. ч. к «Сне­гу­роч­ке» А. Н. Ост­ров­ско­го (1900). В опе­ре «До­б­ры­ня Ни­ки­тич» (1903, Боль­шой театр, Москва; в за­глав­ной ро­ли – Ф. И. Ша­ля­пин) вы­сту­пил как по­сле­до­ва­тель Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. В опе­ре-мис­те­рии «Се­ст­ра Бе­ат­ри­са» (по М. Ме­тер­лин­ку, 1912, Мо­ск­ва) на­шло от­ра­же­ние его ув­ле­че­ние Р. Ваг­не­ром. В твор­че­ст­ве по­сле­дую­щих лет ска­за­лось влия­ние франц. му­зы­ки то­го вре­ме­ни. 2-й и 3-й струн­ные квар­те­ты от­ме­че­ны Глин­кин­ской пр. (1914, 1916). С 1910 вы­сту­пал в кон­цер­тах, ак­ком­па­ни­ро­вал пев­цам – ис­пол­ни­те­лям его собств. ро­ман­сов.

С 1903 зам. пред. Муз.-эт­но­гра­фич. ко­мис­сии при Эт­но­гра­фич. от­де­ле Об-ва лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии Моск. ун-та, сде­лал мно­же­ст­во об­ра­бо­ток нар. пе­сен. В 1904 уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции Нар. кон­сер­ва­то­рии в Мо­ск­ве. С 1906 вы­сту­пал в пе­рио­дич. пе­ча­ти как муз. кри­тик. Один из уч­ре­ди­те­лей об-ва «Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ская биб­лио­те­ка» (1909).

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Г. про­дол­жал ак­тив­но га­ст­ро­ли­ро­вать как ди­ри­жёр и пиа­нист, ра­бо­тал с дет­ски­ми хо­ра­ми (в т. ч. в ко­ло­нии для бес­при­зор­ных), вы­сту­пал с лек­ция­ми-кон­цер­та­ми пе­ред ра­бо­чей ау­ди­то­ри­ей. Пре­по­да­вал в муз. шко­лах сес­тёр Гне­си­ных и Т. Л. Берк­ман, соз­дал дет­ские опе­ры (с фп. со­про­во­ж­де­ни­ем), мно­го пе­сен, фп. пьес. В 1917 на­пи­сал «Гимн сво­бод­ной Рос­сии» (на сло­ва К. Д. Баль­мон­та). Один из пер­вых со­труд­ни­ков Муз. от­де­ла Нар­ком­про­са (с 1918), чл. прав­ле­ния Моск. проф. сою­за ком­по­зи­то­ров (с 1918).

Уе­хав в 1925 за ру­беж на га­ст­ро­ли, Г. в Рос­сию не вер­нул­ся, по­се­лил­ся в Па­ри­же. В 1929 со­вер­шил кон­церт­ное тур­не по США с пе­ви­цей Н. П. Ко­шиц. С 1939 жил в Нью-Йор­ке (гра­ж­да­нин США с 1946). В 1943 на­пи­сал кан­та­ту-по­эму «К по­бе­де», по­свя­щён­ную Красной Ар­мии, в 1945 – «Эле­ги­че­скую по­эму» для фп., по­свя­щён­ную «па­мя­ти ге­ро­ев, жизнь свою по­ло­жив­ших в борь­бе за сво­бо­ду».

Г. – ав­тор мн. про­из­ве­де­ний раз­ных жан­ров; в 1940–50-х гг. за ру­бе­жом был впер­вые ис­пол­нен ряд его круп­ных со­чи­не­ний: сим­фо­нии – 3-я (соч. 1923; ис­пол­не­на под упр. П. Чер­кас­ско­го, Бос­тон, 1948), 4-я (соч. 1924; ис­пол­не­на под упр. Дж. Бар­би­рол­ли, Нью-Йорк), 5-я (соч. 1936; ис­пол­не­на под упр. Л. Сто­ков­ско­го, Фи­ла­дель­фия; обе в 1942), опе­ра «Же­нить­ба» (соч. 1946, на текст Н. В. Го­го­ля, 1950, Па­риж). В 1944 в Бос­то­не под упр. С. А. Ку­се­виц­ко­го впер­вые ис­пол­не­на «Эку­ме­ни­че­ская мес­са» (для со­лис­тов, хо­ра, ор­га­на и ор­ке­ст­ра), в ко­то­рой Г. пы­тал­ся объ­е­ди­нить осо­бен­но­сти ка­то­лич. и пра­во­слав­ной му­зы­ки. В Рос­сии ин­те­рес к му­зы­ке Г. во­зоб­но­вил­ся во 2-й пол. 1980-х гг.

Соч.: Моя му­зы­каль­ная жизнь. Па­риж, 1934; Вос­по­ми­на­ния о С. И. Та­нее­ве // Па­мя­ти С. И. Та­нее­ва. 1856–1946... М.; Л., 1947; Пись­ма [1943–45 гг.] // Со­вет­ская му­зы­ка. 1957. № 8; Пе­ре­пис­ка А. Т. Гре­ча­ни­но­ва и Д. Р. Ро­галь-Ле­виц­ко­го // Аль­ма­нах Го­су­дар­ст­вен­но­го Цент­раль­но­го му­зея му­зы­каль­ной куль­ту­ры им. М. И. Глин­ки. 1999. Вып. 1; «Об­ще­ние со ста­ры­ми друзь­я­ми – это од­на из не­мно­гих ра­до­стей мо­ей жиз­ни…». Из пе­ре­пис­ки А. Т. Гре­ча­ни­но­ва и Д. Р. Ро­галь-Ле­виц­ко­го // Там же. 2003. Вып. 2.

Лит.: А. Т. Гре­ча­ни­нов. Но­то-биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник / Сост. Ю. Алек­сан­д­ров. М., 1978; Рах­ма­но­ва М. П. А. Т. Гре­ча­ни­нов // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1997. Т. 10А; она же. Рус­ская ду­хов­ная му­зы­ка в XX в. // Рус­ская му­зы­ка и XX век. М., 1997; Паи­сов Ю. И. А. Гре­ча­ни­нов. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 2004.

Вернуться к началу